Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах

Утверждены
Приказом МПС России
от 18 июня 2003 г. N 31

  1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) и определяют порядок и условия перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах в прямом железнодорожном сообщении и непрямом международном сообщении.
  2. Перевозка грузов в специализированных контейнерах в прямом международном сообщении регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

    Перевозка грузов в специализированных контейнерах в прямом смешанном сообщении регулируется правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

  3. Специализированный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки определенных грузов и в соответствии с этим имеющий специальную конструкцию.
  4. Порядок осуществления перевозок опасных грузов в специализированных контейнерах регулируется правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и настоящими Правилами.
  5. Специализированные контейнеры по максимальной массе брутто подразделяются на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные.
    • Малотоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто менее 2,5 тонны.
    • Среднетоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто от 2,5 тонны до 10 тонн.
    • Крупнотоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто от 10 тонн.
  6. По особенностям конструкции и параметрам специализированные контейнеры подразделяются на:
    • совпадающие по параметрам с универсальными контейнерами;
    • не совпадающие по конструкции и параметрам с универсальными контейнерами.

    5.1. К среднетоннажным специализированным контейнерам, совпадающим по параметрам с универсальными среднетоннажными контейнерами, относятся контейнеры, имеющие следующие параметры:

    • максимальную массу брутто - 3 или 5 тонн;
    • наружные (габаритные) размеры, совпадающие с размерами универсальных среднетоннажных контейнеров соответствующей массы брутто;
    • конструкцию, обеспечивающую безопасный подъем, перемещение, складирование и размещение контейнеров в вагоне погрузочно-разгрузочными механизмами, используемыми для переработки универсальных среднетоннажных контейнеров;
    • не требуют специального обслуживания в пути следования.

    5.2. К крупнотоннажным специализированным контейнерам, совпадающим по параметрам с универсальными крупнотоннажными контейнерами, относятся контейнеры, имеющие следующие параметры:

    • максимальную массу брутто, равную 10 тоннам и более;
    • наружные (габаритные) размеры, совпадающие с размерами универсальных крупнотоннажных контейнеров соответствующей массы брутто;
    • конструкцию, обеспечивающую безопасный подъем, перемещение, складирование и размещение контейнеров в вагоне погрузочно-разгрузочными механизмами, используемыми для переработки универсальных крупнотоннажных контейнеров;
    • не требуют специального обслуживания в пути следования (кроме рефрижераторных контейнеров).

    Порядок осуществления перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах регулируется правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов и настоящими Правилами.

  7. Среднетоннажный специализированный контейнер, совпадающий по параметрам с универсальным среднетоннажным контейнером, должен иметь выданный в установленном порядке сертификат соответствия.

    Крупнотоннажный специализированный контейнер, совпадающий по параметрам с универсальным крупнотоннажным контейнером, должен соответствовать требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам, что подтверждается наличием на борту контейнеров таблички КБК, на которой в четвертой строке указывается максимальная масса контейнера брутто. При перевозке грузов в крупнотоннажных специализированных контейнерах в международном сообщении на борту контейнера дополнительно к табличке КБК должна крепиться табличка КТК, подтверждающая соответствие контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающейся контейнеров. Право на прикрепление к крупнотоннажным контейнерам указанных табличек дают соответствующие свидетельства о допущении, которые выдает в Российской Федерации - Российский морской регистр судоходства, в других государствах - соответствующие управомоченные организации.

    Сертификат соответствия на среднетоннажный специализированный контейнер или свидетельство о соответствии на крупнотоннажный специализированный контейнер предъявляется перевозчику по его требованию владельцем контейнера либо грузоотправителем при предъявлении груза к перевозке.

  8. На каждый специализированный контейнер должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями, установленными правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах и соответствующими стандартами.

    Кроме этого, на специализированном контейнере должны быть нанесены: сокращенное наименование владельца, сокращенное наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, а также дополнительные знаки и надписи, предусмотренные правилами изготовления контейнеров.

    Ответственность перед перевозчиком за наличие и правильность маркировки контейнера несет грузоотправитель. При отсутствии требуемой маркировки специализированные контейнеры к перевозке не принимаются.

  9. Специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, предъявляются к перевозке в местах общего или необщего пользования железнодорожных станций, указанных в соответствующем тарифном руководстве и открытых для выполнения операций с универсальными контейнерами соответствующей максимальной массы брутто.

    Специализированные контейнеры, не совпадающие по параметрам с универсальными, предъявляются к перевозке в местах общего или необщего пользования железнодорожных станций, указанных в соответствующем тарифном руководстве и открытых для выполнения операций с повагонными или мелкими отправками грузов.

  10. Груженые и порожние специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, принимаются к перевозке контейнерными отправками.

    Груженые и порожние специализированные контейнеры, не совпадающие по конструкции и параметрам с универсальными, принимаются к перевозке повагонными или мелкими отправками.

  11. Масса груза в специализированном контейнере не должна превышать разности между максимальной массой брутто контейнера и массой тары контейнера, указанными на трафарете.
  12. При перевозке груженых и порожних специализированных контейнеров контейнерной отправкой на каждый специализированный контейнер оформляется транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная). Формы и особенности заполнения накладных установлены правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах. При этом в графе накладной "Отметка о спецконтейнере" проставляются две большие буквы "СК".
  13. Отправление с мест общего и необщего пользования комплекта специализированных контейнеров, перевозимых по одной накладной, осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.
  14. Перевозка грузов в специализированных контейнерах повагонной отправкой оформляется накладной в порядке, предусмотренном правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При этом в накладной указывается:
    • в графе "Количество мест" - количество специализированных контейнеров;
    • в графе "Упаковка" - "СК";
    • в строке "Итого масса нетто" - общая масса брутто специализированных контейнеров;
    • в графе "Способ определения массы": при перевозке однотипных (одинаковых) специализированных контейнеров - "по стандарту" и дробью масса нетто и брутто одного специализированного контейнера; при перевозке разнотипных специализированных контейнеров - "по трафарету";
    • в графе 2 оборотной стороны накладной "Особые заявления и отметки отправителя" - сведения о номерах специализированных контейнеров, а при способе определения массы груза "по трафарету" - дополнительно масса груза нетто в каждом контейнере.
  15. При перевозке груза в специализированном контейнере мелкой отправкой на каждый специализированный контейнер оформляется накладная в порядке, предусмотренном правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками.
  16. Прием к перевозке, перевозка и выдача на станции назначения специализированных контейнеров, совпадающих по параметрам с универсальными, осуществляется в порядке, предусмотренном правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.

    Прием к перевозке и выдача на станции назначения специализированных контейнеров, не совпадающих по параметрам с универсальными, осуществляется в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

  17. Порожние специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, до приема к перевозке должны быть предъявлены к техническому осмотру. Отметка о годности контейнера под загрузку проставляется перевозчиком в приемо-сдаточном акте и заверяется подписями представителей перевозчика и грузоотправителя (владельца).
  18. Размещение специализированных контейнеров на подвижном составе осуществляется в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
  19. Опломбирование груженых и порожних специализированных контейнеров осуществляется запорно-пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ) грузоотправителем в порядке, установленном правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте. Количество ЗПУ и места их установки определяются грузоотправителем.
  20. Порожние специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, принимаются к перевозке контейнерными отправками. Порожние специализированные контейнеры, не совпадающие с универсальными, принимаются к перевозке повагонными или мелкими отправками.