Новости отрасли

Мировое судоходство возвращается к парусам

21.04.2017
Картинка ветромер

Эксперты полагают, что роторные паруса помогут судоходным линиям повысить энергоэффективность

Необходимость рационального использования топлива в международном судоходстве возродила интерес к разработке немецкого конструктора Антона Флеттнера, который построил в 1924 году первое роторное судно, приводимое в движение при помощи вращающегося вертикального цилиндра, преобразующего силу ветра в движущую. Позднее эту идею возродил всемирно известный океанограф Жак-Ив Кусто, оснастив исследовательское судно «Алкиона» турбопарусом – доработанным роторным парусом, который в сочетании с дизельным двигателем яхты обеспечивал снижение расхода топлива.

По мнению ученых, усовершенствованные с учетом последних достижений науки и техники роторные паруса могут оказаться высокоэффективным и рентабельным вспомогательным средством движения. Однако кризис, разразившийся в судоходной отрасли, жестко ограничивает возможности инвестирования судовладельцев как в переоборудование судов, так и в строительство новых.

Эксперты сходятся во мнении, что к роторным технологиям обратятся, в первую очередь, крупные игроки рынка, приверженные идее охраны окружающей среды, экономии ресурсов и снижения эмиссии парниковых газов в атмосферу. В отчете, опубликованном American Shipper, отмечается, что в случае установки на морских судах от 3,7 до 10,7 тысяч систем, использующих возобновляемую ветряную энергию, к 2030 году удастся избежать эмиссии в атмосферу от 3,5 до 7,5 млн.т. углекислого газа.

Уже известно, что финская Wartsila планирует устанавливать турбопаруса на круизных паромах Viking Line, а сингапурская компания Wind Again разработала складную модификацию роторов Флеттнера для установки на грузовых судах. Сообщается, что они позволят сократить расход топлива на 30–40 % и окупятся за 3–5 лет.

Одновременно с этим, судоходный гигант Maersk приступил к тестированию роторных парусов на своих танкерах. Технология уже применяется на грузовом пароме компании в Нидерландах, и по результатам эксплуатации Maersk планирует оснастить такими системами еще порядка 40-50 судов.

В любом случае, для широкого внедрения высокотехнологичных парусов нового поколения в морском судоходстве будет необходимо переломить стереотип о малой эффективности, высоких издержках и незначительной экономии топлива при использовании энергии ветра, сложившийся в ходе более ранних испытаний технологии – до последних доработок и усовершенствований.

Экспериментальная яхта-ротороход А. Флетнера (1925 г.)
Экспериментальная яхта-ротороход А. Флетнера (1925 г.)