Новости отрасли

Скованные одной цепью

21.06.2017
Картинка блокчейн в логистике

Блокчейн находит первое применение в логистических цепях поставок.

По мере того как все больше участников мирового логистического рынка озадачиваются повышением прозрачности и надежности цепей поставок, ведущие IT-компании продвигают идею использования для этих целей технологии блокчейн.

Блокчейн (от англ. Block – блок и Chain – цепь) – цифровая технология, изначально положенная в основу системы обращения виртуальной криптовалюты, такой как Биткойн, которая позволяет сторонам сделки проводить защищенные индивидуальными кодами транзакции без участия посредников в лице финансовых учреждений. Это своего рода учетная база данных, в которой хранится в зашифрованном виде последовательность информации. Изменить или подделать звено такой цепи уже невозможно, не имея кодов всех остальных участников блокчейна.

Теперь же найден способ адаптации принципов создания такого распределенного реестра к решению целого ряда логистических задач.

Так, компания IBM уже предложила некоторым крупным компаниям из различных сфер деятельности протестировать свои разработки, основанные на принципе блокчейна. Главным отличием новых систем будет являться их закрытость и централизация (это требование большинства клиентов), что призвано повысить их быстродействие, но неминуемо снижает устойчивость к возможным посягательствам злоумышленников.

Ритейлер WalMart одним из первых поверил в светлое будущее блокчейна, он тестирует новую технологию IBM на поставках манго в США и свинины в Китае. Как полагают в компании, её внедрение повысит эффективность управления запасами и обеспечит безопасность поставляемых продуктов питания, что WalMart считает особенно важным после вспышки сальмонеллеза в 2006 году. В то время, при использовании бумажного документооборота, на идентификацию источника инфекции у компании ушло порядка двух недель. Блокчейн позволит получить полную информацию о любой партии товара, занесенной в базу данных, за считанные секунды, утверждают сторонники технологии.

Прозрачность цепи поставок принесет пользу и конечным потребителям, которые смогут убедиться в безопасности продукции, её свежести, отсутствии ГМО и нежелательных добавок. Или же точно узнать, что купленный тунец не был добыт браконьерским способом – именно с целью защитить себя от подобных обвинений блокчейн стал использовать британский стартап Provenance.

Поможет блокчейн и в борьбе с мошенничеством и ошибками доставки, ведь одним из важных преимуществ технологии является моментальное одновременное обновление информации у всех участников логистической цепи. В компании Maersk, которая приступила к испытанию технологии на нескольких маршрутах контейнерных линий, уже готовятся получить многомиллиардную экономию при успешном внедрении блокчейна. Представьте: 90% внешнеторгового товарооборота в мире доставляется в контейнерах. При доставке каждого из них в среднем участвует 30 звеньев логистической цепи (включая грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, таможенные, фискальные, контролирующие органы), между которыми происходит более 200 единиц информационных взаимодействий. Предполагается, что свою запись в блокчейн каждое из звеньев цепи сможет внести при помощи смартфона, и это упразднит необходимость оформлять тонны товаросопроводительной документации на каждом этапе пути. Внедрение цифровой технологии обмена и хранения данных в режиме реального времени могло бы совершить настоящий прорыв в цепях поставок.

В глобальные перспективы технологии верят не только её адепты. Недавно стало известно, что конкурент IBM, компания Microsoft, также ведет разработки в этом направлении, совместно с JPMorgan Chase и другими крупными финансовыми корпорациями, взяв за основу альтернативную технологию виртуальной валюты Эфириума (Ethereum). Партнеры откликнулись на опасения многих банковских организаций, что IBM станет монополистом в области блокчейна и навяжет всем собственные программные продукты.

Тем временем в Австралии менее месяца назад было проведено всестороннее тестирование основанной на блокчейне архитектуры системы обеспечения безопасности TBSx3, которая способна обеспечить качественно новый уровень защиты глобальных цепей поставок. Разработка базируется на 44-разрядной буквенно-цифровой криптографической кодировке, принятой в военно-промышленном комплексе (в отличие от публично используемой 6-значной цифровой криптографии). Апробация TBSx3 на 8100-километровой интермодальной цепи поставок вина из южных регионов Австралии в порт  Циндао на северо-востоке Китая, в которой принимали участие компании DP World Australia, DB Schenker, Hamburg Sud и австралийский производитель вина IUS, завершилась успешно. Создатели TBSx3 планируют продолжить многосторонние испытания системы и надеются установить новый мировой стандарт безопасности глобальных цепей поставок.