Новости отрасли

Риски цепей поставок: работа над ошибками – Часть 2

21.09.2017
Изображение риски цепей поставок - часть вторая

Современный опыт мировых компаний в риск-менеджменте (продолжение)

В предыдущей части мы рассмотрели несколько примеров управления рисками в цепях поставок компаний, связанных с внутренними и внешними факторами – недостаточной диверсификацией сети поставщиков, стихийными бедствиями, политическими решениями. Продолжим разговор об ошибках в риск-менеджменте и путях их исправления.

На кого бывает проруха?

В условиях постоянной «гонки вооружений» между разработчиками систем информационной безопасности и киберпреступниками, мир пришел к осознанию того факта, что устаревшие системы безопасности гораздо хуже, чем их полное отсутствие, поскольку создают у пользователей иллюзию защищенности.

Транспортные и логистические компании, пострадавшие от хакерских атак в недавнем прошлом – железные дороги, портовые терминалы, службы курьерской доставки – подсчитали ущерб. Научившись на своей очень дорогой ошибке, компания Maersk теперь уделяет самое пристальное внимание вопросам кибербезопасности и информационной защиты.

В рекомендациях мировых экспертов все чаще звучат слова «блокчейн» и «облачные сервисы», предполагается, что современные технологии при правильном применении гораздо лучше защищены от внешних угроз, нежели традиционные.

Кто мастера боится?

К основным рискам следует отнести и человеческий фактор. Некомпетентность персонала, разногласия с работодателем, протесты, нехватка рабочей силы – все это может стать причиной сбоя цепи поставки.

В  качестве недавних примеров приведем ситуацию 2017 года с оттоком пилотов Аэрофлота из РФ в соседние страны, где им предлагались более привлекательные условия труда. Компания, столкнувшись с угрозой кадрового голода, была  вынуждена пойти навстречу сотрудникам, повысив размер заработной платы, поскольку обучение пилота – крайне затратное по времени и средствам мероприятие. В то же время, руководству Аэрофлота удалось сохранить лицо, сделав жесткое заявление о том, что уволившихся пилотов компания назад в штат не возьмет.

Пока неизвестно, чем закончится в США введение регламентов безопасности на грузовом транспорте, предусматривающих установку на борту электронного устройства, фиксирующего режим труда и отдыха водителей. Введение «электронных бортовых журналов» планируется с декабря текущего года, однако многие операторы и владельцы транспорта заявляют, что с этим нововведением будут вынуждены уйти из бизнеса. Это вызвано высокими расходами на установку и обслуживание нового оборудования. В результате отлаженные цепи поставок могут пострадать из-за дефицита автоперевозчиков. Подобная ситуация сложилась в России при введении системы взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн «Платон», когда многие водители и владельцы транспортных средств приостановили свою деятельность. Для цепей поставок результатом тогда явилось повышение ставок в условиях дефицита работающего автотранспорта и значительное перераспределение грузопотока с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Вместе с тем, следует отметить, что человеческий фактор в современном мире все чаще нивелируется внедрением автоматики.

Мы рассмотрели лишь небольшую часть возможных рисков в логистических цепях.

Что же рекомендуют участникам рынка аналитики и эксперты по управлению цепями поставок?

  • снижайте уровень неопределенности в цепях поставок, обеспечивайте их максимальную прозрачность и видимость
  • заранее наладьте контакты с альтернативными  поставщиками, диверсифицируйте свою сеть
  • идите в ногу с современными информационными технологиями в области сбора, анализа и защиты информации
  • освойте искусство управления и мотивации персонала

И если уж не удалось предотвратить неприятные события -

  • всегда имейте четко проработанный план действий на случай кризиса.