Новости отрасли

Бег с препятствиями: мир застрял на пороге блокчейн-революции цепей поставок

18.01.2018
Изображение Блокчейн с препятствиями

Как далеко готовы зайти логистические компании по пути блокчейнизации, и что им мешает?

 

В последнее время не проходит и недели без того, чтобы очередная солидная международная компания не объявила о той или иной инициативе в сфере применения технологии блокчейн в логистике и цепях поставок.

Это неудивительно: по прогнозам Deloitte, к 2025 году 10% мирового ВВП будет основано на различных решениях, применяющих технологию распределенного реестра.

К 2025 году 10% мирового ВВП будет основано на блокчейне, - Deloitte

Участники транспортно-логистического рынка одними из первых нашли практическое применение технологии и проявили интерес к ее внедрению, многие компании уже провели успешные тесты и демонстрации. Чаще всего среди них встречаются международные перевозчики и их клиенты – мировые производители продуктов питания и промышленные производственные компании, имеющие широко разветвленную структуру поставок продукции. Объясняется это в первую очередь тем, что новая технология способна обеспечить максимальную прозрачность цепей поставок на всем их протяжении, а также защиту от ошибок и мошенничества в каждом звене – это важно в случае применения сложных логистических схем с большим количеством операций и информационных взаимодействий с целью упорядочивания документооборота по поставкам.

Насколько это необходимо?

Для любого бизнеса определяющим моментом целесообразности внедрения любой технологии является вопрос окупаемости и экономической эффективности.

Как блокчейн может повысить эти показатели?

Ответ дает вице-президент IBM Рамеш Гопинат на примере поставки авокадо из Кении в Нидерланды. По его расчётам, в этом случае на документооборот приходится примерно 15% стоимости транспортировки (300 долларов США при стоимости контейнерной перевозки 2000 долларов США), которые можно сэкономить, используя электронную сверку событий и хранение информации в распределенном реестре. В масштабах всей отрасли экономия может достичь 38 млрд. долларов в год.

Звучит заманчиво, но ни одна из компаний, опробовавших технологию, пока полностью не внедрила блокчейн в свои логистические процессы, и этому есть несколько объяснений.

Основные препятствия для внедрения блокчейна:

  • отсутствие нормативной базы;
  • отсутствие отраслевых стандартов;
  • нехватка квалифицированных IT кадров;
  • общий скептицизм и непонимание технологии.

CIO.RU приводил слова Марты Беннет, аналитика Forrester Research: «Предстоит пройти немалый путь, прежде чем какие-либо решения, которые попадали в заголовки новостей за последние полтора года, будут готовы к внедрению на предприятиях. А появление чего-либо, требующего как согласия большого числа участников отрасли, так и единого набора процессов, может состояться еще позднее, и это даже без учета вопросов регулирования».

Этому высказыванию полтора года, и некоторые из перечисленных препятствий могут разрешиться уже в ближайшее время – как мы видим, во многих странах применение новых цифровых технологий, в том числе блокчейна, поддерживается на высшем государственном уровне, поэтому разработки нормативной базы следует ожидать уже в ближайшее время.

Ведущие игроки отрасли также переходят к активным действиям: в мире создаются ассоциации компаний, заинтересованных в развитии технологии. Например, BiTA (Blockchain in Trucking Alliance — альянс по внедрению блокчейна в грузовых перевозках), насчитывающий уже 200 компаний, задействованных в процессе транспортировки грузов, включая UPS, FedEx, Convoy, SAP, Bridgestone, Shipchain и др., занимается именно выработкой отраслевых стандартов для выполнения грузоперевозок с применением технологии блокчейн, а также образовательными инициативами – продвижением изучения технологий блокчейн в сфере управления грузовыми перевозками.

Наконец объявлено о готовности к запуску совместного проекта IBM и Maersk, реализация которого задержалась почти на год.

И все же, лишь единицы пока убеждены в неотвратимости блокчейн-революции.

Результаты ежегодного исследования рынка логистического аутсорсинга 2018 3PL Study показывают, что 30% 3PL-операторов и 16% грузоотправителей, которые признают потенциал блокчейна, не изучают возможности применения технологии на практике.

30% 3PL-операторов и 16% грузоотправителей признают потенциал блокчейна, но при этом возможности применения технологии не изучают, - 2018 3PL Study

На сегодняшний день в блокчейн играют, в основном, крупные международные компании, готовые отвлечь значительные ресурсы и инвестировать их в освоение перспективной технологии, чтобы обеспечить себе преимущество перед конкурентами в тот момент, когда под технологию будет подведена законодательная база. Основная же масса игроков рынка, включая тех, кто видит в технологии блокчейн явную пользу для бизнеса, пока занимают выжидательную позицию и продолжают работать по прежним отлаженным схемам.