Новости отрасли

Топ-25 цепей поставок и три секрета их успеха по версии Gartner

30.05.2018
Изображение Рейтинг цепей поставок 2018

Лидером третий год подряд назван Unilever, а McDonalds с титулом общепризнанного мастера отправлен на скамью запасных.

Пока мы рассказывали об успехах Макдоналдса в цифровой трансформации логистических цепей, исследовательское агентство Gartner обнародовало свой ежегодный рейтинг 25 ведущих компаний в сфере цепей поставок 2018 года, в котором фастфуд-империи уже не досталось места.

Так, третий год подряд список возглавляет Unilever, дальше идут Inditex, Cisco, Colgate-Palmolive и Intel. После трехлетнего перерыва в рейтинг вернулась Home Depot, а Novo Nordisk и Adidas вошли в топ-25 впервые.

Топ-25 цепей поставок в 2018 году по версии Gartner выглядит следующим образом:

МестоКомпанияИзменение c 2017 года
1 Unilever (0)
2 Inditex (+1)
3 Cisco Systems (+1)
4 Colgate-Palmolive (+5)
5 Intel (+1)
6 Nike (+2)
7 Nestlé (0)
8 PepsiCo (+3)
9 H&M (-4)
10 Starbucks (0)
11 3M (+1)
12 Schneider Electric (+5)
13 Novo Nordisk  
14 HP Inc. (+5)
15 L’Oréal (+5)
16 Diageo (+7)
17 Samsung Electronics (+8)
18 Johnson & Johnson (-5)
19 BASF (-3)
20 Walmart (-2)
21 Kimberly-Clark (0)
22 The Coca Cola Co. (-8)
23 Home Depot  
24 Adidas  
25 BMW (-3)

Рейтинг публикуется 14-й год, и в него, по словам Стэна Аронова, вице-президента по исследованиям Gartner, входит «впечатляющая группа лидеров, у которых есть, чему поучиться». Эксперт назвал 2017 год периодом здорового роста, хотя и отметил перегретую торговую риторику. Что касается 2018 года, по мнению Аронова, он ознаменован усилением протекционизма, в частности, со стороны Великобритании и США, что влечет переоценку и реструктуризацию сетей поставок многих предприятий. Заметна и тенденция создания доступного товарного запаса в разных географических регионах, повышение расходов на логистику и оплату труда. Наиболее прогрессивные цепи поставок эффективно управляют этими рисками и продолжают показывать стабильно высокие результаты.

Долговременный лидер цепей поставок Макдональдс в этом году удостоился звания «мастера» наряду с Apple, P&G и Amazon – в эту категорию входят компании, долгое время представленные в рейтинге, однако отсутствующие в текущей «табели о рангах».

По традиции ежегодно Gartner выделяет 3 ключевые тенденции, характеризующие цепи поставок лидеров года и позволяющие им опередить конкурентов. Что же по мнению аналитиков компании определяет успех логистических цепей в 2018 году?

Фокус внимания на покупательском опыте

В понятие покупательского опыта Gartner вкладывает впечатление и эмоции от покупки, а также совокупный эффект от всех взаимодействий с компанией – ее сотрудниками, коммуникационными каналами, системами и продуктами. Сами компании подтверждают, что опыт взаимодействия с цепями поставок сильно влияет на клиентов. Все просто: доставка с опозданием приносит разочарование, а в срок – удовлетворение.

Ведущие цепи поставок используют цифровые инструменты взаимодействия с клиентами, чтобы лучше понять их потребности, опыт использования продукции и прогнозировать дальнейший спрос, а также обеспечивать быстрое реагирование на проблемы любого характера задолго до их эскалации.

Масштабная цифровизация цепей поставок

Флагманы рынка уже перешли от стадии экспериментов к внедрению наиболее удачных цифровых решений в цепи поставок на производстве, складах и в службах поддержки. Помимо автоматизации складских и логистических операций, наблюдается бум цифровизации клиентского сервиса – компании применяют новые технологии автоматизации бизнес-процессов с использованием программных роботов: обучаемого искусственного интеллекта, умных чат-ботов, которых можно спутать с человеком.

Переход к цикличности цепей поставок

Лидирующие компании восприняли модель устойчивого развития. Сегодня прогрессивные цепи поставок практикуют подход, основанный на концепции жизненного цикла, и оценивают общее влияние на окружающую среду продуктов и операций по всей длине цепи поставок, стремясь минимизировать негативные факторы своей деятельности.

В Gartner отмечают, что подобное стремление к «циклической экономике» может быть вызвано разными мотивами: это и альтруистичное желание «сделать лучше» для экологии и общества в целом, но также и прагматичное намерение отстроиться от конкурентов. Как бы ни было, многие компании стали утилизировать и повторно использовать старые компоненты в новых продуктах, тем самым продлевая жизненный цикл оборудования, и это является частью более широкой стратегии «циклической экономики» их бизнеса.