Новости отрасли

Самое слабое звено

21.06.2018
Изображение Слабое звено в цепях поставок

Помощь поставщику как способ управления рисками цепей поставок

Глобализация, расширение географии поставок, выход на новые рынки сбыта – все это диктует крупному бизнесу необходимость отлаженной работы цепей поставок.

В деловом мире участились случаи, когда сильные игроки рынка с мировым именем при возникновении проблем или сбоев у поставщиков предпочитают не диверсифицировать портфель поставок и не искать новых партнеров, а помогать существующим.

Цепь не прочнее своего самого слабого звена, – английская пословица

PR-подразделения крупных корпораций пишут о социальной ответственности бизнеса, окутывая бренды романтическим флером героев-спасителей мира, однако все понимают, что коммерческая структура прежде всего ориентирована на извлечение прибыли, соответственно, в помощи проблемным звеньям цепи поставок должен присутствовать вполне понятный деловой интерес. Как известно, любая самая крепкая с виду цепь не прочнее своего самого слабого звена, значит, лишь укрепив его, можно гарантировать устойчивое и бесперебойное функционирование цепи в целом.

Какими средствами компании «ремонтируют слабые звенья» и какие выгоды от этого получают? Приведем несколько свежих примеров.

Техническая поддержка на производстве

Случается, что у поставщика не хватает ресурсов для выполнения контрактных обязательств, и тут на помощь приходит заказчик: так недавно случилось с компанией Spirit Aerosystems, поставляющей фюзеляжи для Боингов 737.  Поставщик понимал, что 10%-ное увеличение объема заказов приведет к срыву срока поставок, и тогда руководство Boeing поспешило направить на завод поставщика команду своих высококвалифицированных инженерных кадров, которые вывели производство на нужную мощность и спасли репутацию бренда перед конечными потребителями.

А тем временем Nike помогает автоматизировать производственные линии своих азиатских поставщиков. Цель гиганта спортиндустрии вполне олимпийская: сократить период между размещением и получением заказа с 60 до 10 дней. В стремлении к ней компания планирует установить на заводах-изготовителях не менее 1200 новых автоматизированных станков.

Консалтинг

Хороший совет, данный вовремя, не менее ценен, чем физическая помощь. Многие транснациональные корпорации, поставщиками которых являются фермерские хозяйства, вкладывают значительные средства в программы обучения для них. Например, Walmart запустил программу обучения для миллиона фермеров из числа своих поставщиков.

Зачем? Вот как объяснил это Марк Энгель, отвечающий за цепи поставок в Unilever: фермеры, имеющие доступ к обучению, качественному посадочному материалу и удобрениям, собирают существенно лучшие урожаи. Таким образом компания обеспечивает получение нужного количества высокосортной продукции от производителей. Unilever к подобным программам привлекает своих непосредственных партнеров – поставщиков первого уровня: совместно с поставщиком какао Barry Callebaut запущены тренинги для более чем 20 000 фермеров в Западной Африке, а благодаря партнерству с поставщиком ванили Symrise проведены консультации для более чем 1100 хозяйств, и оказана помощь еще 5000.

Тем не менее цепи поставок ванили остаются крайне уязвимыми в результате скачков цен: за последние 5 лет пряность подорожала более чем в 25 раз, с 20 долларов за килограмм до 515. Тут вмешалось все: неурожай, утаивание запасов перекупщиками в желании заработать, хищения, сбор недозрелых стручков, чтобы обеспечить нужные объемы и как следствие – критическое снижение качества продукции… И вот на днях на сцену вышла компания Mars, которая в содружестве с Danone командировала специалистов на Мадагаскар, где произрастает 90% всей ванили в мире, чтобы помочь наладить вышедшие из строя звенья цепи поставок. Предполагается, что за 10 лет реализации программы фермеры освоят как более эффективную агротехнику, так и организацию производственных и бизнес-процессов, чтобы стабилизировать поставки качественного сырья и получать за свою продукцию не 5%, как сейчас, а до 65% рыночной стоимости ароматной пряности.

Информационное сотрудничество

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Драматизм этой фразы вполне оправдан, когда речь идет о существенном сокращении выручки. Заблаговременное предупреждение поставщиков о меняющихся рыночных условиях – низком спросе на новинку Apple и грядущем сокращении закупок комплектующих для IPhone X на 20% ожидаемо негативно сказалось на котировках акций компании. В то же время информирование поставщиков о проблемах позволило мировому производителю сохранить имеющиеся цепи поставок, дав время партнерам адаптироваться к новым реалиям и перестроить сбытовую политику.

Охрана ресурсов, необходимых для производства

Знаете, как получить урожай какао-бобов? Оказывается, для плодоношения этому прихотливому деревцу необходима постоянная температура, влажность и тень, достигаемые только в нижнем ярусе многоярусного тропического леса. Именно поэтому мировые производители шоколада — Ferrero, Hershey, Mars, Cargill, Nestle и другие — совместно участвуют в инициативе по предотвращению вырубки лесов в местах произрастания какао, а также в программах поддержки местных фермеров для обеспечения устойчивости цепей поставок.

Аналогично, фирма-производитель джинсовой одежды Wrangler в интересах поставщиков в южных засушливых районах США проводит программу по оздоровлению почвы и повышению эффективности использования водных ресурсов для орошения хлопковых плантаций.

Смягчение контрактных условий

Чтобы не разрушить цепи поставок время от времени заказчикам приходится идти на послабления и уступки. Так, крупный ритейлер Walmart смягчил условия поставок для ряда поставщиков. Ранее компанией для оптимизации размеров товарных запасов были введены штрафы за раннюю и позднюю доставку продукции и действовало правило однодневного окна поставки для продовольственных и двухдневного – для непродовольственных товаров. Теперь к партнерам, одновременно поставляющим товары обоих типов, применяется правило двухдневного окна.

По мнению Bloomberg, такое решение Walmart был вынужден принять в условиях дефицита водителей грузового транспорта, который наблюдается в США в последние месяцы и крайне негативно сказывается на возможностях подрядчиков осуществлять своевременные поставки продукции.

Инвестирование или выкуп бизнеса

В стремлении сохранить свои цепи поставок и минимизировать риски некоторые компании готовы на решительный шаг – приобретение доли или всего бизнеса поставщика.

Иногда это явно вынужденная мера, как в случае с прошлогодней покупкой известной фирмой Bosch одного из подрядчиков – Albertini Cesare, который производил алюминиевые корпуса для рулевых механизмов Bosch, предназначенных для дальнейшей поставки автоконцерну BMW. Как мы уже рассказывали ранее, финансовые проблемы итальянской компании стали причиной задержек в поставке продукции. Не найдя альтернативы, Bosch выкупил Albertini Cesare у владельцев, тем самым обретя контроль над цепью поставок.

В других случаях поглощения и создание кэптивных поставщиков проходят менее болезненно – недавно модный дом Burberry объявил о приобретении контроля над производителем кожаных изделий, итальянской фирмой CF&P. В Burberry полагают, что таким образом смогут лучше управлять качеством, ценой, сроками и устойчивостью поставок изделий из кожи. Сообщается, что по завершении сделки сотрудники CF&P перейдут на работу в Burberry.

Очевидно, что при помощи налаживания тесных связей или даже интеграции с поставщиком достигается контроль над цепями поставок и их сквозная видимость, обеспечивается гарантированная доступность ресурсов для компании в случае дефицита на рынке, и, как следствие – конкурентное преимущество перед другими игроками.

Последний пример и доказательство того, что у любой медали есть обратная сторона – недавний выкуп компанией Boeing производителя запчастей для авиационной и аэрокосмической промышленности KLX. Эксперты утверждают, что приобретение KLX – это скорее не вопрос независимости Boeing от поставщиков, а вопрос контроля над поставками комплектующих для всей отрасли. Теперь это новый фактор риска для цепей поставок остальных игроков авиационного рынка.