Новости отрасли

Тарифные войны и санкции: их влияние на мировой транспортный рынок

13.07.2018
Изображение Китай

Часть 1. Китай

Конфликт экономических интересов – обычная ситуация на мировом рынке. Если же в качестве оппонентов выступают не компании, а государства, последствия могут затронуть все мировое сообщество и негативно сказаться на отраслях, которые, казалось бы, напрямую под удар не попадают.

Попробуем разобраться, как стоящие на повестке дня экономические противоречия между США и КНР повлияют на транспортно-логистический рынок.

Напомним, с 6 июля 2018 года вступили в силу 25%-ные импортные пошлины на ввоз в США 818 китайских товарных позиций общей стоимостью 34 млрд. долларов, следующим этапом повышение пошлин затронет 284 товара еще на 16 млрд. долларов. Пекин принял вызов Белого дома и ответил симметрично, установив ввозные тарифы на аналогичный объем американской продукции. США отреагировали заявлением о рассмотрении дополнительных 10%-ных пошлин в объеме 200 млрд. долларов, которые планируется ввести в действие осенью.

Это еще больше обострило напряженность экономического конфликта и заставило Китай обдумывать контрмеры. На этот раз ответить зеркально у КНР не получится, поскольку объемы взаимной торговли между странами отличаются почти в 4 раза: по данным Census Bureau Китай импортирует американской продукции всего на 130 млрд. долларов, в то время как США закупает у Китая товаров на 505,5 млрд. долларов.

США - КНР

Аналитики полагают, что ответные меры китайской стороны могут включать ограничение внутреннего потребления каких-либо товаров американского производства, то есть потребительский бойкот, приостановление действия лицензий американских компаний на территории КНР, ужесточение таможенного контроля американских товаров, а также ограничение туристического потока из КНР в США. Следует отметить, что в 2017 году Соединенные Штаты Америки посетило порядка 3 млн. китайских граждан, которые потратили на территории страны более 33 млрд. долларов США.

Американские эксперты из Национальной федерации ритейлеров (NRF) и консультанты Hackett Associates утверждают, что за последние два месяца с момента анонсирования новых импортных пошлин торговая активность США побила все рекорды, и видят в этом долгосрочный возрастающий тренд.

«Ритейлеры не могут легко и быстро модифицировать свои глобальные цепи поставок, поэтому импорт из Китая <…> продолжит расти в обозримом будущем», — считает вице-президент NRF Джонатан Голд. — «Когда пошлины затронут импортируемые товары либо комплектующие и оборудование для производства американских товаров, эти скрытые тарифы будут прежде всего означать повышение цен для американцев, нежели значительные изменения в международной торговле».

«Ритейлеры не могут легко и быстро модифицировать свои глобальные цепи поставок, поэтому импорт из Китая <…> продолжит расти в обозримом будущем», — вице-президент NRF Джонатан Голд

Однако профессионалы транспортной отрасли менее оптимистичны. Они признают – во втором квартале 2018 года интенсивность грузового океанского трафика действительно повысилась (+2,5% по данным Global Kuehne+Nagel Indicators), но такая активизация скорее всего объясняется желанием торговых компаний успеть нарастить товарные запасы до повышения тарифов, чтобы нивелировать будущие убытки. Позднее неизбежно наступит реакция в форме сокращения закупочной активности и, соответственно, объемов перевозок.

По мнению аналитиков, больше всего от тарифной войны пострадают контейнерные линии: по информации Alphaliner на долю Китая приходится порядка 46% всего контейнеризованного импортного товаропотока в порты США за первые 5 месяцев текущего года. Снижение поставок из Китая на 10% выльется в уменьшение трансокеанского потока на 6,8%, если он не будет замещен товарами из других азиатских стран. В соответствии с контейнерным прогнозом Drewry в глобальном масштабе контейнерный рынок потеряет грузов общим объемом 1,8 млн. TEU, что примерно соответствует 1% мировой погрузки.

Тем временем, некоторые игроки рынка уже начали ощущать последствия снижения объемов мировой торговли.  Уменьшение загруженности трансатлантических линий в купе с наличием избыточных мощностей приводят к снижению фрахтовых ставок, результатом чего становятся простой судов и убытки. К этому добавляется также тенденция повышения цен на топливо, которая может развиться далее в связи с иранской проблемой.

Maersk

Так, Maersk/MSC уже приостановил на неопределенный срок морской сервис на одном из трансокеанских маршрутов альянса.

Как тарифная война отразится на перевозках массовых грузов, пока неясно, в основном из-за фактора сезонности, но по мнению аналитика VesselsValue Курта Смита, снижение объемов перевозок все же будет наблюдаться и в этой сфере. В долгосрочной перспективе сократятся перевозки нефти, сельскохозяйственной продукции, возобновляемых материалов.

Очевидно, что продолжение тарифной войны негативно скажется не только на ее непосредственных участниках.

Продолжение тарифной войны негативно скажется не только на ее непосредственных участниках

Как отмечают Ведомости, 70 из 100 крупнейших экспортеров Китая – иностранные компании, и они в результате действий властей окажутся под перекрестным огнем.

Пострадают и ближайшие азиатские соседи Китая, тесно связанные с ним цепями поставок, например, комплектующих для электроники - это Южная Корея, Тайвань, Сингапур и другие.

Но и в США тоже не все так просто: повышение пошлин может пагубно отразиться на растущей роли страны как экспортера автомобилей. Немецкие автоконцерны BMW и Daimler наряду с Volvo Cars, который принадлежит теперь китайскому холдингу Zhejiang Geely, с недавнего времени формировали значительный товаропоток через порт Чарльстон в Южной Каролине и планировали наращивать производство с прицелом на экспортные поставки большей части своей продукции. Теперь заводы, вероятнее всего, пересмотрят стратегию и будут ориентированы преимущественно на внутренний рынок США, а в мировых цепях поставок им будет отведена минимальная роль, пишет Wall Street Journal. В первую очередь предположительно сократятся поставки спорткаров BMW и Daimler в Китай: на них теперь распространяются 40%-ные импортные пошлины.

По последним сообщениям СМИ, Еврокомиссия также рассматривает повышение импортных пошлин на американские товары на 2,8 млрд. евро в качестве ответных мер на введенные США в июне тарифы на поставки металла из Европы. Неоднократно заявив о нежелании ввязываться в торговую войну, Европа все же не видит альтернативного решения в сложившейся ситуации.

Продолжение (Часть 2. Иран)