Новости отрасли

Как [можно] модно экономить на топливе – на суше и на море

21.09.2018
Изображение экономия топлива

Энергоэффективные разработки крупных компаний транспортной отрасли – маркетинговый ход или технологический прорыв?

Крупные компании в последние годы много внимания уделяют экологичности: это мировой тренд. Для представителей транспортной отрасли этот вопрос чаще всего упирается в энергоэффективность и в конечном итоге в стремление разными способами сократить потребление топлива. И не просто сэкономить, но и защитить окружающую среду, попутно повысив свою репутацию в глазах стейкхолдеров и сознательной общественности в целом, – что может быть лучше?

На открывшейся вчера в Ганновере выставке коммерческих автомобилей, транспорта и логистики IAA 2018 производитель шин Goodyear представил разработку для тяжелых грузовых автомобилей – шины, в состав материала протектора которых входит диоксид кремния. Идея не нова: кремнезем или близкие по свойствам вещества вводят в состав шин для улучшения качения и другие производители, однако Goodyear обещает, что новинка на 6-10% превосходит предшествующие модели по показателям, напрямую влияющим на расход топлива и, следовательно, может помочь транспортным компаниям «вписаться» в ужесточающиеся нормативы Евросоюза по снижению выбросов СО2.

Также Goodyear утверждает, что инженерам удалось минимизировать негативные эффекты, которые часто связывают с энергоэффективными шинами: у новинки не страдает устойчивость на дороге и не увеличивается тормозной путь.

lion of tires

Прогресс докатился до того, что каждая шина оснащена RFID-меткой, которая используется для контроля за состоянием и эффективностью эксплуатации – всю необходимую информацию менеджеры и водители получат через специальные мобильные приложения.

Вероятно, использование такой функции позволит проверить расчеты, озвученные на презентации: по заявлению компании, при управлении флотом из 100 крупнотоннажных дальнобойных грузовиков, оснащенных шинами линейки Goodyear FUELMAX PERFORMANCE, годовой расход дизельного топлива снизится на 214 тысяч литров, что позволит ежегодно экономить до 290 тысяч евро и снизить выбросы углекислого газа на 557 тонн.

Если цифры верны, то энергоэффективность FUELMAX PERFORMANCE действительно в несколько раз превышает привычные значения для экономичных шин, сокращающих расход топлива в среднем на 1-2%.

В сфере морских перевозок также неподдельный интерес вызывают идеи, позволяющие экономить на топливе. Роторы Флеттнера – в модернизированной версии – почти через 100 лет с момента изобретения установлены на танкере MAERSK Pelican. Это два цилиндра высотой 30 метров и диаметром 5 метров, которые приводятся в движение силой ветра (направление ветра при этом значения не имеет) и позволят судну сэкономить 7-10% горючего в зависимости от маршрута.

Maersk Rotor Sail Installation

Фото: Maersk Tankers

В то же время Airbus как компания, связанная с воздухоплаванием, неожиданно объявила о внедрении иного типа паруса, действующего по принципу воздушного змея. Технология получила название SeaWing – «Морское крыло». Крыло будет установлено в 2021 году на одном из трех ро-ро судов, перевозящих из Европы комплектующие для сборки узкофюзеляжных самолетов на завод в Мобиле, штат Алабама. Парус имеет датчики, позволяющие контролировать навигационные условия и информировать капитана об оптимальном режиме использования оборудования и наиболее благоприятном маршруте судна.

Как сообщает Wall Street Journal, крыло площадью 500 кв.м  позволит снизить расход горючего на рейсе до 20%, сократить годовые затраты на топливо на 1 млн. евро и привести вредные выбросы в соответствие с целевыми показателями, предложенными IMO, снизив их на 8 тыс. метрических тонн в год. В компании подсчитали, что оборудование окупится через 5 лет после установки. Уменьшенная копия подобного паруса прошла испытания в прошлом году.

Сообщения о возвращении мореплавания к парусам вызвали волну негативных комментариев. Скептики не верят в окупаемость подобных альтернативных технологий и подчеркивают сильную зависимость их применения от погодных условий, характерных для определенных морских маршрутов, и розы ветров. По мнению многих читателей, такие инициативы в большей степени определяются политическими и социальными мотивами, нежели соображениями экономии или экологии, и являются не более, чем модным маркетинговым ходом.