Новости отрасли

Ритейлеров подвела логистическая технология Just-In-Time

03.04.2020
Изображение Just-in-time и коронавирус

Принцип поставок «точно-в-срок» оказался не лучшим выбором в период пандемии коронавируса.

Еще совсем недавно логистическая технология Just-In-Time («точно-в-срок») признавалась наиболее разумной и экономичной с точки зрения организации управления товарными запасами и принципов бережливого производства. В организациях, внедривших ее, сокращались и складские площади, и объем средств, замороженных резервными материалами и нереализованным товаром.

Принцип поставок «точно-в-срок» оказался весьма выгодным для крупных ритейлеров во всем мире: благодаря сравнительно равномерному покупательскому спросу с предсказуемыми сезонными колебаниями в ритейле стала возможна минимизация товарных запасов. Наибольшее распространение он получил с 90-х годов, когда кризисные явления потребовали от торговых организаций сокращения издержек и увеличения маржи. Тогда многие торговые предприятия стали отказываться от складирования многомесячного запаса товаров и ограничились запасом на 4-6 недель.

Технология Just-In-Time действительно работала все эти годы – сбои наблюдались только в случае стихийных бедствий: первыми на память приходит землетрясение в Японии и ураганы Катрина и Флоренс в США, которые нарушили сложившиеся отточенные цепи поставок и прервали снабжение целых регионов. Однако с этими бедствиями ритейлу удалось быстро справиться при помощи оперативной релокации товаров из других регионов и созданию временных товарных запасов на границах пострадавших зон.

Нынешняя же ситуация пандемии застала врасплох как ритейлеров, так и производителей, внедривших принципы «точно-в-срок». Коснувшись всех, она не оставила возможности перераспределения товарных запасов, поскольку покупательский спрос повысился повсеместно – люди делали запасы перед уходом на карантин. В результате покупатели в разных странах в течение нескольких дней наблюдали пустые полки магазинов и ощутили дефицит продуктов питания и хозяйственно-гигиенических товаров – когда весь месячный запас был раскуплен меньше, чем за неделю, а новые партии еще не подвезли.

По признанию как многих ритейлеров, так и производителей, коронавирус вынудил их отказаться от согласованных графиков поставок и, отключив сервисы предиктивной аналитики, срочно договариваться об увеличении объемов производства и отгрузки товаров, а также о прямых поставках, минуя распределительные центры.