Новости отрасли
Доставить «вовремя» теперь важнее, чем «подешевле»
Фокус внимания в управлении цепями поставок смещается от контроля цены к гарантиям поставки.
Основной фокус внимания в управлении цепями поставок смещается: наиболее важной задачей становится не столько снижение стоимости, сколько гарантии своевременности поставок. К такому выводу пришли специалисты Обернского университета (США) в ходе прогнозного исследования «Логистика 2030», результаты которого они представили 20 сентября на конференции EDGE Совета профессионалов по управлению цепями поставок (CSCMP).
Причиной смены приоритетов стали перебои с поставками в результате закрытия производств и ограничений на рынке международных перевозок, и несмотря на то, что стоимость остается крайне важным фактором при выборе поставщиков и логистических партнеров, теперь на первый план выходит обеспечение их бесперебойности.
Не так давно многие компании выбирали стратегию работы с единственным поставщиком, что позволяло снизить вариативность процесса, ускорить процедуру согласования контракта, снизить административные расходы. Сейчас же 67% опрошенных отметили, что в работе с поставщиками для них важна гибкость и возможность легко и быстро переключиться с одного поставщика на другого.
Многие сходятся во мнении, что модель построения цепи поставок в ближайшие годы будет включать «запасной план» на случай непредвиденных обстоятельств с участием локальных поставщиков. 80% респондентов ожидают, что значение локальных цепей поставок в ближайшее десятилетие возрастет.
Кроме того, результаты исследования показывают, что участники рынка намерены уделять взаимодействию с поставщиками больше внимания, чем до сих пор. Так, до 60% повысился процент компаний, планирующих иметь собственного представителя на производстве поставщика к 2030 году. Для сравнения, сейчас своих представителей у поставщиков имеют лишь менее 40% компаний-участников исследования.
Что касается логистики, то большинство опрошенных опасаются, что сегодняшние проблемы – нехватка транспортировочных мощностей, заторы в портах и терминалах, снижение качества предоставления услуг, повышение ставок и дефицит кадров – не разрешатся в ближайшее время. В числе трех главных логистических проблем 2030 года они прогнозируют доступность рабочей силы (81%), ограничения по приему импортируемых грузов (70%) и колебания ставок на перевозки (65%).
В то же время, опрос специалистов по закупкам, проведенный Wall Street Journal, показывает, что в стремлении к более надежным гарантиям поставок компании стали гораздо больше внимания уделять пунктам контракта, которые раньше просто копировались из документа в документ, в частности, положениям о форс-мажорных обстоятельствах.
«Мне не нужен поставщик с уважительной причиной срыва поставки. Мне нужен поставщик, который готов и способен исполнить контракт, несмотря на форс-мажор,» – Бред Питерсон, Mayer Brown LLP
Согласно статистике компании Everstream Analytics, специализирующейся в области управления рисками цепей поставок, общее число поданных в 2020 году заявлений о форс-мажорных обстоятельствах в 3 раза превысило уровень 2019 года.
Сегодня смысл этих положений сводится не столько к тому, что у сторон есть уважительная причина для неисполнения договорных обязательств, сколько к четким соглашениям о том, что и как стороны должны предпринять при наступлении форс-мажорных обстоятельств, чтобы всё же исполнить контракт.
Стороны контракта теперь более обстоятельно прописывают и распределение рисков в случае резких скачков цен и введения торговых либо транспортных ограничений: многие контракты включают динамическое ценообразование и вновь пополнились полузабытыми «инфляционными положениями».
«Сегодняшние заказчики говорят: <…> Мне не нужен поставщик с уважительной причиной срыва поставки, – поясняет партнер юридической фирмы Mayer Brown LLP Бред Питерсон. – Мне нужен поставщик, который готов и способен исполнить контракт, несмотря на форс-мажор».