Новости отрасли

Конец глобализации: цепи поставок распадутся на два блока?

22.04.2022
Изображение Деглобализация

Как геополитическая напряженность может отразиться на мировой торговле и логистике.

Политико-экономические события последних месяцев могут внести свой вклад в дезинтеграцию международных экономических связей, наметившуюся в результате американо-китайских тарифных войн и пандемии. Как результат, предостерегают в ВТО, мировая торговля станет более фрагментарной в рамках геополитических блоков, а согласно наихудшему сценарию – глобальная экономика может разделиться надвое. Что в этом случае произойдет с цепями поставок?

За три десятилетия глобализации мировая торговля оказалась катастрофически зависимой от китайских поставок. Первоначальный порыв по перемещению ключевых звеньев цепей поставок из Китая в другие страны АТР несколько повысил их диверсификацию, но ничуть не решил логистические проблемы. Взлет цен на морские перевозки, дефицит контейнеров и заторы в портах и терминалах нивелировали все положительные аспекты такой диверсификации, а нестабильность поставок стала обходиться бизнесу еще дороже. Помимо покрытия высоких транспортных затрат теперь необходимо отвлекать дополнительные средства на создание и хранение буферных запасов, чтобы обеспечить устойчивость цепей поставок и непрерывность производства – на поставки «точно-в-срок» из-за океана уже никто не рассчитывает.

Многие предприятия вновь заговорили о необходимости локализации своих цепей поставок, или, по меньшей мере, перевода производств из Азии в страны ближнего зарубежья с относительно недорогой рабочей силой и ресурсами. Для ЕС имеются в виду, в основном, государства Восточной Европы, а для США – Латинская Америка.

Нынешняя ситуация вынуждает производителей изучать возможности сотрудничества с ближайшими соседями, однако в процессе поисков приходится учитывать слишком много факторов, и адекватную замену удается найти редко. Например, североамериканские производители, желающие переместить свои цепи поставок из АТР в Мексику или другие страны Латинской Америки, признают, что там затруднительно отыскать нужные сырьевые материалы, производственную инфраструктуру и обеспечить равноценное качество продукции. Выход на соразмерный масштаб производства и воссоздание кластеров поставщиков, какие были в Китае, потребует многих лет и больших инвестиций.

«Несомненно, Китай – единственный в своем роде крупнейший рынок всевозможных компонентов, от элементарных до самых сложных. Эту экосистему невозможно воссоздать ни в какой другой стране мира», – Камала Раман, Gartner.

«Несомненно, Китай – единственный в своем роде крупнейший рынок всевозможных компонентов, от элементарных до самых сложных, – поясняет Камала Раман из Gartner. – Эту экосистему невозможно воссоздать ни в какой другой стране мира», – считает она.

Но даже если «паззл сложится», на перемещение цепей поставок ближе к потребителю потребуется долгое время. Как поясняет Стив Саксон из McKinsey, новые поставщики должны пройти процесс адаптации, качество их поставок должно быть проверено, цепи поставок перестроены. Согласно опросу American Shipper, из 40% цепей поставок, которые были запланированы к переносу в 2020 году, на данный момент перемещены лишь 15%.

Сомнительно, чтобы тенденция деглобализации развивалась естественным образом: этот процесс на современном этапе не способен решить проблемы цепей поставок, а лишь локализует их на новом месте. Чаще всего релокация производства – вынужденная реакция на геополитическую напряженность, но она предполагает длительный кропотливый процесс и возможна только в сферах, где локальное замещение реально. Так что сложные трансокеанские цепи поставок еще долго будут опоясывать мир.

В случае же резкого искусственного прерывания межгосударственных торгово-экономических связей по политическим мотивам, бизнес в отсутствии альтернативных локальных поставщиков будет вынужден искать и находить решения, которые позволят обойти возникшие препоны. Эти пути будут значительно сложнее и затратнее изначальных цепей поставок, которые сейчас кажутся длинными, дорогими и рискованными. Весьма вероятно, что международная логистика станет более запутанной и менее прозрачной, но разделение ее на автономные блоки в обозримом будущем представляется нереализуемым.