Новости отрасли

Логистические проблемы множатся на разных берегах мирового океана

19.08.2022
Изображение Контейнерный порт вид сверху

Заводы останавливаются в Азии, контейнеры копятся на терминалах Европы, в очереди судов на разгрузку в Америке сохраняются вне высокого сезона.

Обстановка на фронтах мировой торговли остается напряженной. В Китае на смену карантинным ограничениям пришли климатические: из-за аномально жаркой погоды (температура в ряде регионов не падает ниже 40 градусов) власти 19 городов и юрисдикций провинции Сычуань на юго-востоке КНР ввели на этой неделе 6-дневные плановые ограничения подачи электричества в организации и на предприятия с целью избежать веерных отключений и гарантировать снабжение электроэнергией населения. Остановлены расположенные там производства полупроводников, солнечных панелей, а также заводы по переработке лития и поликремния – сырья для полупроводников и аккумуляторов. Это ожидаемо усугубит существующий глобальный дефицит сырья и компонентов в электротехнической и электронной промышленности.

Осложняет цепи поставок в КНР и требование обязательного тестирования на ковид водителей транспорта, что существенно замедляет поставки сырьевых и экспортируемых материалов – сроки растягиваются на недели.

Казалось бы, замедление экспортной отгрузки в Китае, вызванное этими событиями, должно как-то разгрузить заторы в портах и терминалах США и Европы, однако этого не происходит.

На фоне ускорившейся инфляции в ЕС немецкий профсоюз Ver.di проводит многораундовые переговоры по коллективному договору с Центральным союзом немецких операторов портов, перемежая их забастовками. Тем временем в северных портах Германии растут очереди судов на разгрузку и копятся контейнеры – часть из них изначально направлялись в Россию, но были задержаны из-за санкций и до сих пор пылятся на терминалах в ожидании переадресации.

Участники рынка опасаются: если компромисс не будет достигнут в ближайшее время, заторы в портах Германии сохранятся и в начале 2023 года.

Между тем волна забастовок в Европе нарастает. В Великобритании месяц назад прошла забастовка железнодорожников, не принесшая никаких результатов, кроме сбоев цепей поставок. Начиная с воскресенья в крупнейшем в стране контейнерном порте Феликстоу, где обрабатывается 40% контейнерного импорта, объявлена 8-дневная забастовка портовых рабочих. По оценке международной логистической компании Crane Worldwide Logistics, восстановительный период после недельной забастовки в нынешних условиях займет 2-3 месяца.

Действительно, процесс восстановления после глобальных логистических сбоев долог. Пример – порты США, в частности калифорнийский порт Окленд. По словам топ-менеджера порта Брайана Брэндса, морские терминалы до сих пор разгребают заторы после недели протестов водителей грузовиков в июле. Согласно статистическим данным project44 и Blume Global, у Окленда самое долгое время ожидания для импортных контейнерных грузов.

На восточном побережье США фиксируется сокращение очередей судов в портах в среднем на 18,5% по данным project44. Тем не менее, в разных портах в ожидании выгрузки простаивают до нескольких десятков судов.

Аналитики не склонны к оптимизму, учитывая приближение высокого сезона и опыт последних лет, когда вслед за очередной благополучно разрешившейся логистической проблемой тут же возникает новая.