Новости отрасли

Цифровая транспортация: из бумажного прошлого в электронное будущее

23.12.2023
Изображение Цифровая Транспортация 2023

Об успехах в цифровизации на транспорте отчитались руководители государственных структур и крупного бизнеса.

19 декабря 2023 года в кластере «Ломоносов» в Москве прошел международный форум «Цифровая транспортация», посвященный развитию цифровых сервисов в сфере транспорта и логистики в России.

Кластер ЛомоносовКластер Ломоносов. Фото ОТК «ЮниТранс»

Мероприятие объединило на одной площадке представителей правительства, профильного бизнеса и экспертов из России и дружественных стран. Форум открылся видеообращением вице-премьера Правительства Дмитрия Чернышенко, в котором сенатор напомнил, что цифровая трансформация – одна из пяти национальных целей развития страны до 2030 года, а также отметил, что сферы транспорта и логистики сегодня – в числе лидеров цифровизации.

Это подтверждается результатами исследования ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), согласно которым транспортно-логистическая отрасль демонстрирует наибольшие темпы цифровой трансформации после отраслей с объективно высокой цифровой составляющей – финансов, телекоммуникаций и ритейла.

Тренды цифровизацииТренды цифровой трансформации бизнеса (исследование ЦТЛ)

Эксперты ЦТЛ выделили 27 трендов цифровой трансформации транспортно-логистической отрасли Российской Федерации в 2022–2023 годах, из них 6 трендов относятся непосредственно к грузоперевозкам, и еще 9 являются общими для  грузовых и пассажирских перевозок. Среди выделенных трендов – развитие ЭДО и грузовых торговых площадок, беспилотного движения, цифровизация грузовых терминалов, кибербезопасность, импортозамещение и другие. Подробнее с исследованием можно ознакомиться в документе по ссылке.

Максут Шадаев, министр цифрового развития России, в своем выступлении подчеркнул, что транспортно-логистическая отрасль занимает лидирующие позиции по цифровизации не только в части импортозамещения, но и в части передовых разработок. В прошлом году запущены Индустриальные центры компетенций, призванные объединить бизнес и разработчиков индустриальных решений. Поддержку Минтранса в центрах получили 18 проектов на общую сумму 19 млрд рублей.

Особо министр отметил внедренный проект Транспортной группы FESCO – цифровой двойник порта, который оптимизирует процессы на территории Владивостокского морского торгового порта, включая взаимодействие с контрольными органами, и позволяет организовать максимально быстрый пропуск грузов.

Не обошли спикеры вниманием и беспилотный транспорт: по заверению М.Шадаева, сразу при строительстве дорог теперь планируется закладывать «умную» инфраструктуру, позволяющую в перспективе обеспечить запуск беспилотного движения. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, к 2030 году общая протяженность беспилотных транспортных коридоров в России должна составить не менее 19,5 тысяч км.

Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов, последние 2 года курирующий цифровые проекты в транспортной отрасли, подчеркнул, что «если мы хотим видеть насквозь прослеживаемость грузов, понимать ценообразование, понимать, какие товарные группы куда перемещаются, нам необходимо полностью отказаться от бумаги в транспортном документообороте».

Он напомнил, что прошлом году запущена государственная информационная система электронно-перевозочных документов (ГИС ЭПД). Первый документ, который был в ней размещен – это транспортная накладная, в этом году к ней добавились путевые листы. По оценке Сбера, в электронном виде сейчас оформляется 8,6 млн документов ежегодно, по цифровым путевым листам лидирует ГУП «Мосгортранс», а по электронным транспортным накладным – Х5 и ПЭК. Тем не менее, реализацию проекта необходимо расширять, поскольку, учитывая, что транспортных накладных в год оформляется порядка 3 млрд, а путевых листов – более 1 млрд, процент цифровых документов на транспорте пока крайне мал.  

Дмитрий БакановДмитрий Баканов: нам необходимо полностью отказаться от бумаги в транспортном документообороте. Фото ОТК «ЮниТранс»

Минтранс видит своей задачей обеспечение кроссотраслевого ЭДО на транспорте. Начиналась работа с внедрения ЭДО в автоперевозках, в настоящее время ведутся работы по бережной интеграции в систему ГИС ЭПД железнодорожных перевозок, которые сейчас оформляются в системе ЭТРАН (порядка 5 млн документов ежегодно), а с сентября следующего года в ГИС ЭПД добавится возможность оформления морских и речных перевозок в электронном виде.

Глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков рассказал, что в ведомстве в настоящее время ведется работа по переводу услуг, предоставляемых ведомством, в электронный формат, в частности, по выдаче специальных разрешений на проезд по автодорогам негабаритных и тяжеловесных транспортных средств. В настоящий момент процедура выдачи ускорилась с 15 до 9 дней, и в перспективе этот срок будет сокращаться. Для сравнения, за 2021 год было выдано 400 спецразрешений на такие перевозки, за 2023 год перевозчики получили уже 900 разрешений – это свидетельствует об упрощении процедуры и ее большей доступности для клиентов.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин отметил успехи в обеспечении мультимодальности грузовых перевозок, а также запуск цифровых перевозочных платформ. Первая из них – РЖД Маркет, на которой уже представлено более 2000 компаний. За 11 месяцев 2023 года при помощи этого сервиса было перевезено на четверть больше грузов из Китая и в Китай по сравнению с прошлым годом.

Другой проект – платформа Оператор товарных поставок (ОТП), запущенный во взаимодействии с Санкт-петербургской товарно-сырьевой биржей. На данный момент к сервису ОТП ТЭК подключены все участники нефтегазового сектора, идет работа по созданию аналогичных операторов для перевозок леса и угля. Сервис ОТП оформляет за своих клиентов первичные учетные документы по сделкам, осуществляемым на биржевых торгах, что позволяет продавцу и покупателю не взаимодействовать не только при оформлении договора купли-продажи товара, но и при оформлении его исполнения.

Виктор БасаргинВиктор Басаргин: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – один из основных потребителей цифровых данных, генерируемых при перевозках. Фото ОТК «ЮниТранс»

На площадке Форума Министерством транспорта РФ, Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики, ООО «С7 КАРГО», ПАО «ДВМП», ЗАО «Рустранс-спедишн», ООО «ДелоТех», АО «ОТЛК ЕРА» и АО «Евросиб СПБ» было подписано соглашение об участии в разработке и создании Национальной цифровой платформы для грузоперевозок (НЦТЛП), которая поможет сделать процесс оформления грузоперевозок более быстрым и удобным. Ввод сервисов НЦТЛП в эксплуатацию намечен на 2027 год.

НЦТЛПОсновные сервисы экосистемы НЦТЛП. Фото ОТК «ЮниТранс»

Темы, освещаемые на Форуме, привлекли внимание порядка 2500 посетителей, включая представителей отраслевых структур, студентов профильных ВУЗов и СМИ.