Новости отрасли
США против зеленого судоходства

Вашингтон выступил резко против глобального углеродного налога IMO и анонсирует введение санкций для его сторонников. Разбираемся, какие последствия грозят отрасли.
В мире логистики морских перевозок назревает масштабный конфликт. Администрация США объявила о готовности ввести жесткие санкции против стран, которые поддержат план Международной морской организации (IMO) по введению глобального налога на выбросы углекислого газа. Этот шаг Вашингтона, направленный на защиту национальных экономических интересов, может привести к серьезным последствиям для цепей поставок и обойтись американским импортерам и экспортерам еще дороже.
В октябре IMO планирует рассмотреть так называемую «Net-Zero Framework» (NZF) — «Программу нулевых выбросов», амбициозный план по декарбонизации мирового судоходства. Его цель — одновременно ограничить выбросы и установить единый налог на нах для всей отрасли.
В заявлении от 10 октября Белый дом назвал потенциальные экономические последствия NZF «катастрофическими», сославшись на прогнозы, согласно которым глобальные затраты на судоходство могут вырасти на 10% и более. США не только отвергают эту инициативу, но и готовы наказать тех, кто ее поддержит.
Какими санкциями грозят сторонникам NZF?
-
Ограничения на заход в порты: США могут заблокировать доступ в свои порты для судов, плавающих под флагом стран-сторонниц NZF, а также расследовать их методы как «антиконкурентные».
-
Ужесточение визового режима: Введение повышенных сборов, дополнительных собеседований и квот для моряков, получающих визы C-1/D, что усложнит работу экипажей.
-
Финансовые и коммерческие удары: Наложение штрафов на суда, отказ в доступе к госзаказам (например, на строительство новых судов или СПГ-терминалов) для компаний из поддерживающих NZF стран.
-
Дополнительные портовые сборы: Введение повышенных сборов для судов, принадлежащих, операторам или зарегистрированных в странах-сторонницах инициативы.
-
Персональные санкции: Рассмотрение санкций против чиновников, которые продвигают «поддерживаемую активистами климатическую политику, обременяющую американских потребителей».
В то время как Вашингтон заявляет, что эти меры защитят американских граждан и бизнес от роста цен, эксперты отрасли видят здесь парадокс.
Ларс Йенсен, CEO консалтинговой компании Vespucci Maritime, отмечает в своем блоге: «Но введение сборов или ограничений на суда и судоходство лишь увеличит стоимость перевозок в и из США и, следовательно, переложит финансовое бремя на американских экспортеров и импортеров».
Проще говоря, санкции, призванные избежать удорожания, с высокой вероятностью сами станут его причиной. Логистические компании, столкнувшись с дополнительными сборами и ограничениями, неизбежно переложат эти издержки на клиентов.