Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте

Утверждены
Приказом МПС России
от 5 апреля 1999 г. N 20Ц

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом.

(абзац введен Приказом Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 град. С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам вагона.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

1.2. Профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. Грузы, отнесенные к смерзающимся, указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам.

(п. 1.2 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

1.3. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку, предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.

1.4. Исключен. - Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.

1.5. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный N 4856).

(п. 1.5 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

1.6. Исключен. - Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.

II. Подготовка смерзающихся грузов к перевозке

2.1 - 2.2. Исключены. - Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.

2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении N 2 к настоящим Правилам.

(п. 2.3 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов.

(п. 2.4 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

III. Порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов

3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее - профилактические меры), относятся:

  • предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;
  • промораживание грузов до их погрузки;
  • равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;
  • пересыпка груза сухими древесными опилками;
  • оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.

(п. 3.1 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

3.2 - 3.5. Исключены. - Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.

3.6. Применение конкретных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на окружающую природную среду подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем. Не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

3.7. Исключен. - Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.

3.8. Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений.

(п. 3.8 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

IV. Оформление перевозок смерзающихся грузов

4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: "Груз проморожен", "обработано хлористым кальцием в колич. ..%", "Обмаслено в колич. ...%", "Переложено послойно древесными опилками". Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель "Смерзающийся".

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно.

4.2. Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер.

При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправитель делает отметку: "С согласия получателя - без профилактики".

(п. 4.2 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

4.3. Исключен. - Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.

4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы.

(п. 4.4 в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)

Приложение 1. Перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам

  1. Aгломерат (влажный)
  2. Балласт
  3. Барит (кусковой)
  4. Бокситы
  5. Глина: каолиновая, огнеупорная, простая
  6. Гравий
  7. Жом свекловичный (сырой)
  8. Земля (всякая)
  9. Известняк (мытый)
  10. Камень: гипсовый; известняковый; строительный - бутовый, ракушечник, туфовый
  11. Кварциты (мытые)
  12. Кокс
  13. Клинкер: цинковый, цементный
  14. Колчеданы: железные, медный и серные - рядовые и флотационные
  15. Кокс (орешек)
  16. Коксик всякий
  17. Концентрат вермикулитовый
  18. Концентраты и штейны: апатитовые, баритовые, вольфрамовые, железные, кобальтовые, медные, молибденовые, пиритные (хвосты флотационные), свинцовые, цинковые
  19. Мелочь коксовая (размером частиц до 10 мм)
  20. Мергели
  21. Мука (доломитовая) известняковая
  22. Огарки пиритные
  23. Песок: кварцевый, строительный, формовочный
  24. Раймовка
  25. Руда: железная, драгоценных металлов, марганцевая, медная, никелевая, свинцовая, хромитовая, цинковая
  26. Сланцы горючие
  27. Соль: каменная, техническая
  28. Уголь: бурый и каменный (в том числе мытый и гидродобычи)
  29. Флюсы
  30. Шлаки гранулированные
  31. Шлам угольный
  32. Шпат плавиковый
  33. Щебень мытый

Приложение 2. Сроки проведения профилактических мер против смерзания перевозимых насыпью грузов в холодный период года

N п/пНаименование железных дорог и их участковПериод применения профилактических мер
1. По грузам, отправляемым с железных дорог Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с Северной (участки Коноша-Воркута и Коноша-Архангельск) и Октябрьской (участки севернее станции Петрозаводск) железных дорог, назначением на эти и другие железные дороги с 1 октября по 15 апреля
2. По грузам, отправляемым с других железных дорог назначением на железные дороги, указанные в пункте 1, а также назначением на железные дороги Московскую, Горьковскую, Куйбышевскую, Октябрьскую (на участки южнее станции Петрозаводск), Северную (за исключением участков, указанных в пункте 1) и в пределах этих железных дорог с 1 октября по 1 апреля
3. При перевозке в пределах Северо-Кавказской железной дороги на участках Трусово-Червленная и Богословская-Дербент с 1 ноября по 15 февраля
4. При перевозке между другими железными дорогами с 15 ноября по 15 марта

Приложение 3. Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимых насыпью

1. Грузы черной металлургии

1.1. Руда железная

При перевозке железных руд в качестве профилактических средств применяются негашеная известь, поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша, агломерат-возврат.

Норма добавки извести для магнетитовых, мартитовых и гематитовых руд составляет 1 - 3%, а для охристых и бурожелезняковых руд 1 - 4% массы отгружаемой руды.

Поваренная соль добавляется в количестве 0,75% массы отгружаемой руды. Для руд, идущих на агломерацию, применение соли в качестве профилактического средства не допускается.

Руды грохоченые, мартеновские отгружаются без послойной пересыпки негашеной известью, но с подсыпкой такой извести на пол вагона. При погрузке такой руды в накладной под наименованием груза отправитель должен указать: "Грохоченая, мартен". При перевозке мытой руды или руды из обводненных забоев применяется поваренная соль, а применение негашеной извести не допускается.

Без послойной пересыпки груза профилактическими средствами, но с подсыпкой их на пол вагона перевозятся:

  • мытые кусковатые руды Высокогорского, Гороблагодатского, Богословского рудоуправлений и лебяжинская руда;
  • обожженные дробленые руды Бакальского рудоуправления;
  • все руды Златоустовского рудоуправления;
  • агломерат сухой охлажденный всех рудников;
  • дробленые и грохоченые руды Первоуральского рудника;
  • дробленые магнитные железняки Гороблагодатского рудоуправления.

Все руды могут быть отгружены без применения указанных в настоящем разделе профилактических средств при условии их предварительного промораживания или сушки.

1.2. Руда марганцовая

При перевозке марганцовых руд в качестве профилактических средств применяются поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша.

Кусковатые марганцовые руды и марганцовые руды-пироксиды с согласия грузополучателя перевозятся без применения профилактических средств.

Марганцовая руда перевозится:

  • в местном сообщении - без применения профилактических средств;
  • в прямом железнодорожном сообщении - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в пунктах погрузки;
  • в смешанном железнодорожно-водном сообщении назначением на дороги Урала и Сибири - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в портах при перевалке на железную дорогу.

1.3. Руда хромитовая

Грохоченая хромитовая руда размером частиц 20 мм и более перевозится без применения профилактических средств.

Рядовая хромитовая руда отгружается потребителям с пересыпкой негашеной известью в количестве от 1 до 2% или поваренной солью в количестве от 0,75 до 1,0% массы отгружаемой руды.

1.4. Шпат плавиковый

Шпат плавиковый отправлением со станции Борзя Забайкальской железной дороги перевозится с подсыпкой и пересыпкой древесными опилками или поваренной солью.

1.5. Шлак гранулированный

При мокрой грануляции шлаки перед отгрузкой должны обезвоживаться или промораживаться.

При непродолжительных перевозках в пределах одних суток разрешается отгрузка шлаков гранулированных влажностью до 20% при условии, если из них не выделяется влага в количестве, которое может вызвать обледенение тормозных частей вагона.

2. Грузы цветной металлургии

2.1. Концентраты цветных руд

Концентраты влажностью до 2% в крытых вагонах перевозятся без применения профилактических средств.

Перевозка концентратов в специальных металлических контейнерах производится без применения профилактических средств независимо от процентного содержания влаги в грузе.

Концентраты влажностью от 2 до 8% грузятся с подсыпкой на пол вагонов древесных опилок, а влажностью от 8 до 12% подвергаются двухъярусной послойной пересыпке с разрезанием каждого слоя концентрата на куски (блоки) размером 70 x 80 см и массой не более 250 кг.

Продольные и поперечные бороздки прорезей засыпаются доверху сухими опилками и утрамбовываются. Кроме того, сухие опилки засыпаются у стен вагона по всей высоте погрузки.

Баритовые концентраты грузятся в вагоны в подсушенном виде (содержание влаги не более 4%). Баритовые концентраты влажностью до 12% отгружаются в подмороженном состоянии в виде отдельных кусков или глыб.

Клинкер цинковый влажностью 12 - 14% и размером частиц 30 - 40 мм грузится в вагоны в промороженном виде.

Перед погрузкой кеков свинцовых влажностью 22 - 25% внутренняя поверхность вагона выстилается отработанной фильтротканью, а на пол вагона насыпается слой сухих опилок толщиной 60 мм.

2.2. Руды медные и золотосодержащие

Колчедан серный (рядовой и флотационный)

Руды и флюсы влажностью не более 2% перевозятся без применения профилактических средств.

При большем содержании влаги руды медные и флюсы до погрузки должны быть проморожены.

Для предотвращения примерзания указанных грузов к полу вагона перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 60 мм.

В процессе погрузки медной руды через каждые 300 - 400 мм по высоте погрузки производится разравнивание руды по всей площади вагона, после чего насыпается слой опилок толщиной не менее 30 мм, а затем производится погрузка руды равномерным слоем.

Колчедан серный (рядовой и флотационный) в холодное время года отгружается только с согласия грузополучателя.

2.3. Руда никелевая

Руда никелевая с повышенным содержанием влаги до погрузки в вагоны подлежит предварительному тщательному промораживанию. Перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сечки соломы или камыша толщиной не менее 60 мм.

При отгрузке никелевой руды Печенгского комбината в качестве профилактического средства применяется поваренная соль размером частиц до 1,1 мм. Перед погрузкой на пол вагона насыпается соль равномерным слоем. Кроме того, перед погрузкой руду в отвалах пересыпают солью и перемешивают грейфером в процессе погрузки в вагоны. Общий расход соли при погрузке должен составлять 0,5% массы отгружаемой руды.

2.4. Бокситы

При перевозке бокситов влажностью 5% и выше с Североуральских бокситовых рудников в адреса Богословского и Уральского алюминиевых заводов, Пашийского цементного завода и заводов черной металлургии применяется негашеная известь, которую насыпают на пол вагонов слоем толщиной не менее 15 мм (на каждый вагон 250 кг). При погрузке бокситов в адреса заводов абразивной промышленности на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг).

При перевозке бокситов в холодный период года с Тихвинского глиноземного завода и Южноуральских бокситовых рудников в адреса Волховского, Уральского и Богословского алюминиевых заводов, а также заводов абразивной промышленности и черной металлургии, на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг). При отсутствии опилок может применяться негашеная известь по нормам, предусмотренным в настоящем пункте.

При температуре наружного воздуха минус 15 град. С и ниже производится промораживание бокситов путем перелопачивания (пересыпания механизмами). Перемороженные куски или глыбы бокситов грузятся без подсыпки на пол вагонов профилактических средств.

3. Твердое минеральное топливо

3.1. Уголь каменный и бурый

При перевозке угля каменного влажностью более 7% и бурых влажностью более 30% грузоотправители обязаны принимать следующие профилактические меры:

  • обмасливание угля;
  • ниогрин;
  • северин;
  • смешивание сухого угля с влажным;
  • предварительное промораживание угля;
  • пересыпка угля древесными опилками.

Обмасливание должно производиться по следующим нормам:

  • при температуре наружного воздуха до минус 15 град. С масло добавляется в количестве 1% массы отгружаемого угля;
  • при температуре воздуха от минус 15 град. С до минус 20 град. С масло добавляется в количестве 1,5% массы отгружаемого угля;
  • при температуре воздуха ниже минус 20 град. С масло добавляется в количестве 2% массы отгружаемого угля.

Обмасливание производится тяжелыми маслами коксохимического производства при помощи специальных обмасливающих установок.

При отсутствии обмасливающих установок или выхода их из рабочего состояния влажные угли могут перевозиться с применением других профилактических средств, указанных в настоящем пункте.

Обработка профилактическими жидкостями - ниогрином или северином производится в следующем порядке:

  • при температуре наружного воздуха до минус 10 град. С обрабатываются пол и стены вагонов профилактической жидкостью в количестве 20 - 25 кг для четырехосного полувагона и 30 - 35 кг для шестиосного полувагона;
  • при температуре воздуха от минус 10 град. С до минус 20 град. С обрабатываются пол и стены вагона, а также профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого угля в следующем количестве:
  • при влажности угля до 9% - 0,5 - 0,6% от массы отгружаемого угля;
  • при влажности угля выше 9% - 0,8% от массы отгружаемого угля;
  • при температуре воздуха ниже минус 20 град. С обрабатываются пол и стены вагона и профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого груза в следующем количестве:
  • при влажности угля до 9% - 0,8% от массы отгружаемого угля;
  • при влажности угля выше 9% - 1% от массы отгружаемого угля.

Добавка ниогрина (северина) в массу отгружаемого угля во всех случаях не должна превышать 1%.

При использовании профилактических жидкостей ниогрина и северина необходимо соблюдать следующие условия:

  • при продолжительности перевозки угля в течение не более двух суток ниогрином или северином обрабатываются пол и стены вагона в соответствии с настоящим пунктом;
  • профилактические жидкости форсуночным способом наносятся на пол и стены вагонов, а также равномерно вносятся в поток (массу) угля при его загрузке в вагоны;
  • ниогрин и северин имеют достаточно низкую температуру застывания, поэтому их форсуночное нанесение на уголь и внутреннюю поверхность вагонов осуществляется без подогрева;
  • ниогрин применяется против смерзания угля при температурах наружного воздуха до минус 25 град. С, северин - при температурах ниже минус 25 град. С.

Добавление сухого угля к влажному производится путем послойной пересыпки, при этом один слой сухого угля насыпается на пол вагона и два слоя - по высоте погрузки.

Пересыпка влажных углей опилками производится в три слоя. Первый слой опилок толщиной 30 - 40 мм засыпается по всей площади пола вагонов; второй и третий слой толщиной по 20 - 30 мм каждый засыпаются по всей поверхности угля после загрузки соответственно 1/3 и 2/3 вагона. Перевозка шлама в холодное время года допускается только в промороженном виде.

3.2. Сланцы горючие

Сланцы горючие отгружают в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью.

4. Инертные строительные материалы

4.1. Песок. Гравий. Щебень. Балласт

Песок строительный, формовочный и кварцевый, а также гравий, щебень и балласт в холодное время года должны отгружаться из верхних, более сухих слоев карьера. При невозможности такой отгрузки, а также при высокой влажности песка, как правило, он должен грузиться после промораживания в условиях устойчивых морозов. Для этого в процессе добывания и обогащения должно предусматриваться многократное пересыпание (перелопачивание) или выделение около погрузочного пути специальной площадки для промораживания с целью погрузки песка в вагоны отдельными кусками.

Не допускается в холодное время года производить погрузку в вагоны песка из слоев месторождений, залегающих ниже уровня грунтовых вод.

4.2. Глина. Камень гипсовый

Глина простая и огнеупорная, а также камень гипсовый дробленый должны грузиться в подсушенном или промороженном виде. Глина каолиновая перевозится в сухом состоянии в виде коржей, полученных из сушильных агрегатов. При отсутствии сушильных агрегатов глина каолиновая должна перевозиться в промороженном состоянии в виде кусков с подсыпкой и пересыпкой между кусками сухого каолина.

5. Другие смерзающиеся грузы

Смерзающиеся грузы, перечисленные в приложении 1 к Правилам перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, для которых в настоящем приложении не указаны средства профилактики (например, концентрат вермикулитовый, мука известняковая, доломитовая, огарки пиритные), могут быть предохранены от смерзания путем промораживания, смешивания влажной продукции с сухой или другими способами по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем.