Новости отрасли

Вас здесь не стояло: Панамский канал проводит аукционы на право внеочередного транзита судов

08.09.2023
Изображение Судно проходит через шлюз Панамского канала

Сложные климатические условия в регионе заставляют администрацию водной артерии вводить ограничения на проход судов, а судовладельцев – искать варианты решения проблемы.

Ситуация вокруг прохода судов через Панамский канал уже полгода остается в фокусе внимания участников рынка международных перевозок. Из-за сильной засухи мелеет озеро Гатун, вода из которого подается в канал, и администрация вынуждена вводить жесткие ограничения как по осадке судов, так и по их количеству – средняя пропускная способность канала в августе составляла 32 судна.

Таким образом, даже суда, проходящие по осадке, не могут быстро и беспрепятственно миновать канал: очередь растягивается на 10-20 суток и время ожидания не поддается прогнозированию. В приоритете обычно пассажирские лайнеры, контейнеровозы (поскольку через Панамский канал проходит около 46% контейнерных грузов из северо-восточной Азии в США, и их задержка непосредственно сказывается на американо-азиатской торговле) и суда для перевозки СПГ. Газовозы для СУГ (пропан-бутан) пропускаются по остаточному принципу. Такая политика зачастую приводит к срыву запланированной погрузки судна либо срока поставки, и потере

Одним из способов решения этой проблемы стало участие судов в аукционах на транзитный слот. Но если в начале июня стоимость выигранного аукциона не превышала нескольких сотен долларов (величина, сопоставимая с тарифом на проход по каналу), то в конце августа уже зафиксирована сумма аукциона в 2,4 млн. долларов.

При этом объем транспортировки СУГ из США в Азию стабильно растет: за 8 месяцев текущего года рост составил 10% год к году. Это означает еще большую востребованность и, соответственно, загруженность Панамского маршрута.

В результате все больше перевозок СУГ переориентируются на иные направления – через Суэцкий канал либо в обход мыса Доброй Надежды. Для сравнения: маршрут из США в Китай и обратно через Панамский канал в отсутствие ограничений занимает у супергазовозов класса VLGC 58 суток, через Суэцкий канал – 81 сутки, а в обход мыса Доброй Надежды - 88 суток.

Морские маршруты

С учетом непредсказумеого времени ожидания и нынешней стоимости аукционов на транзит по Панамскому каналу, эти маршруты становятся вполне конкурентоспособными с точки зрения как временных, так и финансовых затрат, поскольку более высокая стоимость топлива для длинного маршрута компенсируется отсутствием дополнительных сборов.

Как отмечают судовладельцы, сложившаяся ситуация заметно урезала прибыльность торговли СУГ: выручка снизилась почти на треть, а чистая прибыльвдвое. Тем не менее, текущая дешевизна СУГ в США и высокий спрос в Азии пока позволяют продавцам оставаться в плюсе.