Новости отрасли

Побочные эффекты американского «ниаршоринга»

17.05.2024
Новости транспорта и логистики

Зачем США переместили производство в Мексику, и что из этого вышло.

Объемы международных контейнерных перевозок между странами азиатско-тихоокеанского региона и Мексикой стремительно растут: по данным SONAR FreightWaves, они увеличились за прошлый год на 44% и на 145% с 1 марта 2024 года.  Крупнейшие контейнерные линии MSC, CMA CGM и Cosco уже предлагают контейнерные маршруты из Азии напрямую в Мексику с заходом в порты на тихоокеанском побережье.

С чем связана такая активность? Эксперты называют две основные причины:

  • так называемый «ниаршоринг» (от англ. near – «ближний», shore «берег»), который в применении к текущей ситуации означает перенос американских производств в Мексику из Азии и штатов;

  • повышение пошлин на импорт китайских товаров в штаты.

Эти причины взаимосвязаны и являются следствием геополитической напряженности между США и Китаем, проявляющейся в торгово-экономическом аспекте.

Очевидно, что всплеск поставок товаров в Мексику из Азии обусловлен отнюдь не внезапно возросшей покупательской способностью мексиканцев, а тем, что в североамериканских цепях поставок теперь закрепилось новое посредническое звено в лице предприятий Мексики. Одна часть из них закупает азиатские комплектующие для локального производства поставляемых в США товаров, другая – перепродает китайскую продукцию, обходя повышенные внешнеторговые тарифы, установленные для КНР.

Сложившаяся конъюнктура вряд ли приносит ощутимую пользу США, но для Мексики и Китая она весьма благоприятна.

Для Мексики Азия обеспечивает доступ к широкому ассортименту промышленных товаров, включая электронику, машины и текстильные изделия.

Для Азии Мексика представляет собой большой и растущий потребительский рынок с населением более 120 миллионов человек. Кроме того, Мексика – крупный поставщик сырья, такого как нефть, газ и минералы, спрос на которое в Азии традиционно высок. Мексика, с низкими зарплатами и близостью к рынку США, все чаще становится привлекательной площадкой для инвестиций азиатских компаний. Так, в 2023 году прямые инвестиции Китая в страну увеличились на 11% в годовом исчислении и составили 135 миллиардов долларов.

В фокусе внимания китайских инвесторов – не только организация промышленных производств на территории Мексики, но и портовая и транспортная инфраструктура, необходимая для обработки растущего объема торговли.

Одним из последствий активизации торговли между Азией и Мексикой для США может стать сокращение экспорта из США в Мексику, поскольку мексиканские компании теперь все чаще обращаются к азиатским поставщикам. Кроме того, под угрозой могут оказаться и рабочие места в США, поскольку компании переносят производство в Мексику не только из Азии, но и из Северной Америки, чтобы воспользоваться низкими затратами на рабочую силу.

Тем не менее, реальность современного мира такова, что геополитические разногласия имеют для государств более высокий приоритет, нежели экономическая целесообразность. И только международные судоходные линии в любой непонятной ситуации оказываются в выигрыше.