Новости отрасли

Что нового? Апрель 2025

30.04.2025
Изображение Улица трафик ночь
  • Globaltrans передал активы в «Трансатлант»; 
  • «ВсеИнструменты.ру» сократил ручные операции в логистике в 9 раз благодаря цифровой трансформации; 
  • Росприроднадзор потребовал 84,9 млрд рублей за экологический ущерб от крушения танкеров в Керченском проливе; 
  • Минпромторг запускает программу кешбэка для промышленных роботов; 
  • США должны России $500 млн за непоставленные авиазапчасти; 
  • В Самарской области планируют создать мультимодальный логистический хаб; 
  • Беспилотные грузовики на М-11 подключили к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»; 
  • С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ для смешанных перевозок.

Globaltrans передал активы в «Трансатлант»

Железнодорожный оператор Globaltrans завершил крупную сделку по передаче активов российскому инвестиционному фонду «Трансатлант» на сумму 767 миллионов долларов, что составляет около 62,9 миллиарда рублей по текущему курсу Центробанка. В рамках соглашения новые владельцы получают контроль над ключевыми дочерними предприятиями, включая «Балттранссервис», «ГТИ менеджмент», «Новую перевозочную компанию», «Уральскую вагоноремонтную компанию» и Adaptive Capital Ltd. Управление приобретенными активами будет осуществлять «КСП капитал управление активами», курирующая инвестиционный фонд «Трансатлант».

Это не первая масштабная операция Globaltrans с активами — в августе 2021 года компания уже продавала 60% доли в SyntezRail, специализирующемся на контейнерных перевозках нефтехимии и высококачественной стали, за 1,1 миллиарда рублей. Покупателями тогда выступили структуры, связанные с основателями Globaltrans. В пресс-службе компании подчеркивают, что текущая сделка не повлияет на операционную деятельность, так как все дочерние предприятия продолжают выполнять обязательства перед клиентами. Дальнейшие шаги Globaltrans после завершения сделки будут определены советом директоров и акционерами компании. Для «Трансатланта» это приобретение означает укрепление позиций на рынке железнодорожных перевозок и логистических услуг.

«ВсеИнструменты.ру» сократил ручные операции в логистике в 9 раз благодаря цифровой трансформации

За год компания добилась впечатляющих результатов: доля ручного труда упала с 90% до 10% после внедрения собственной TMS-системы. Как отметил директор по логистике Георгий Ким на SCM Конгрессе, ранее компания сталкивалась с серьезными проблемами — 100 сервисными нарушениями в месяц при 6 тыс. отгрузок и зависимостью от одного перевозчика (25-30% перевозок).

Ключевыми решениями стали автоматизация 34 рабочих параметров (от контроля времени прибытия машин до проверки документов) и жесткий отбор перевозчиков — из 1 тыс. ежемесячных заявок одобряются лишь десятки. Это позволило сократить нарушения до 17 в месяц (летом — до 1-5), снизить тарифы и расширить пул подрядчиков втрое.

Как отмечают эксперты, российский рынок логистики переживает переломный момент — компании все чаще инвестируют в модернизацию существующих мощностей, а не в строительство новых объектов. «ВсеИнструменты.ру» наглядно демонстрирует, как цифровизация процессов помогает достигать операционного совершенства.

Росприроднадзор потребовал 84,9 млрд рублей за экологический ущерб от крушения танкеров в Керченском проливе

Ведомство выставило счета собственникам двух затонувших судов: ООО «Кама Шиппинг» (владелец танкера «Волгонефть-212») предъявлено требование на 49,46 млрд рублей, а ЗАО «Волгатранснефть» (собственник «Волгонефть-239») должно выплатить 35,48 млрд рублей. Компаниям дали месяц на добровольное возмещение ущерба, после чего дело передадут в суд.

По данным Минтранса, причиной катастрофы стали нарушения судовладельцами сезонных ограничений на плавание в акватории Азовского моря и Керченского пролива, а также недостаточная квалификация экипажей. Материалы расследования направят в Следственный комитет.

Напомним, что в декабре 2024 года в результате крушения танкеров произошел разлив мазута, последствия которого до сих пор ликвидируют. Ранее администрация Анапы уже подавала иск к владельцам судов на 211 млн рублей за ущерб курортному региону.

Минпромторг запускает программу кешбэка для промышленных роботов

С конца апреля российские предприятия обрабатывающей промышленности смогут получить 20% компенсации затрат на приобретение и внедрение промышленных роботов. Программа субсидирования будет действовать до 2029 года и распространяется как на отечественное, так и на импортное оборудование. Для участия компаниям необходимо соответствовать критериям: доля иностранного капитала не должна превышать 25%, а также потребуется предоставить отчет о фактическом внедрении роботизированных систем.

Эксперты отмечают противоречивый эффект от инициативы. С одной стороны, субсидия должна стимулировать автоматизацию производств, особенно для предприятий с ограниченными инвестиционными возможностями. С другой, размер компенсации в 20% при текущей ключевой ставке ЦБ в 21% выглядит недостаточным для существенного снижения финансовой нагрузки. Кроме того, отсутствие ограничений на зарубежную технику может создать конкурентные преимущества для китайских производителей перед российскими разработчиками.

США должны России $500 млн за непоставленные авиазапчасти

Минпромторг заявил о невыполненных американской стороной обязательствах по поставке оплаченных российских авиакомплектующих. Как сообщил глава ведомства Антон Алиханов, речь идет о критически важных для отрасли компонентах: системах TCAS, тормозных дисках, авиашинах и деталях двигателей. Параллельно Россия намерена добиться признания ремонтов иностранных лайнеров (Airbus и Boeing), выполненных отечественными компаниями без санкции производителей.

Эксперты подчеркивают остроту проблемы: высокотехнологичное оборудование вроде прецизионных станков ($10-30 млн за единицу) и специализированную авионику невозможно оперативно заменить. Как отмечают в отрасли, дефицит запчастей уже сказывается на грузоперевозках — в парке российских авиакомпаний осталось менее 10 узкофюзеляжных грузовых самолетов, что создает риски для логистики Дальнего Востока.

В Самарской области планируют создать мультимодальный логистический хаб

В ходе рабочего визита помощника президента Николая Патрушева и полпреда Игоря Комарова в Тольятти обсуждались перспективы создания крупного транспортного узла, объединяющего речные, железнодорожные и автомобильные перевозки. Как отметил губернатор Вячеслав Федорищев, регион обладает уникальными преимуществами для реализации этого проекта.

Самарская область расположена на пересечении ключевых транспортных артерий — федеральной трассы М5, международных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», а также располагает тремя портами для судов класса «река-море». Создание хаба позволит разгрузить Транссиб и основные автотрассы, одновременно укрепив позиции региона как важнейшего транспортного узла страны. Особое внимание уделяется развитию связей со странами Каспийского бассейна через существующую портовую инфраструктуру.

Беспилотные грузовики на М-11 подключили к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»

43 беспилотные фуры компании Naviо, работающие на трассе М-11 «Нева», были интегрированы с государственной системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Как сообщили в Минтрансе, это позволит в режиме реального времени собирать данные о пробегах, режимах работы и инцидентах с автономным транспортом.

В ближайшее время к системе подключат еще более 20 беспилотных грузовиков от других участников проекта «Беспилотные логистические коридоры», которые будут работать на ЦКАД и трассе М-12 «Восток». На платформе также протестируют передачу управляющих команд операторам и механизмы защиты от киберугроз.

Как отметил замминистра транспорта Андрей Никитин, использование государственной системы повысит прозрачность работы беспилотников и доверие к технологии. Гендиректор «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич добавил, что проект включает тестирование специальной системы кибербезопасности.

Напомним, что перевозки беспилотными фурами осуществляются в рамках экспериментального правового режима, который в 2024 году расширили на ЦКАД и трассу М-12.

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ для смешанных перевозок

Минтранс РФ опубликовал проект приказа о введении унифицированного транспортного документа для мультимодальных грузовых и пассажирских перевозок. Новый формат, который можно будет оформлять как в электронном, так и в бумажном виде, призван упростить документооборот и повысить прозрачность взаимодействия между участниками транспортной цепочки.

Документ будет содержать 10 обязательных разделов, включая сведения о перевозчике, маршруте, грузе или пассажире, условиях перевозки каждым видом транспорта и единой плате за весь маршрут. Заполнять его будет перевозчик, заключивший договор с клиентом. При этом использование единого документа останется добровольным и потребует предварительного соглашения между всеми участниками перевозки.

Ответственность перед клиентом в случае проблем с грузом будет нести перевозчик, подписавший договор, а внутренние споры участники цепочки будут решать между собой. Нововведение фактически вводит мультимодальную транспортную накладную, что является важным шагом в цифровизации перевозок. Полный пакет нормативных актов, включая правила использования электронных версий документа через ГИС ЭПД, должен быть принят к 1 сентября 2025 года.