Новости отрасли

Логобот: будущее в симбиозе

05.04.2018
Изображение Logobot

Как тотальная роботизация и автоматизация отразятся на профессионалах логистической отрасли.

Минувший год, можно сказать, прошел под знаком Беспилотника. Автономные транспортные средства выдержали испытания «на земле, в небесах и на море», человечество постепенно стало допускать в свою среду объекты, напрямую не управляемые человеком: дроны, беспилотные автомобили и поезда, роботов-курьеров и кладовщиков. Роботизация идет ускоренными темпами, многие компании уже провели значительные сокращения персонала в пользу машин.

Вопрос, который волнует сейчас многих профессионалов транспортно-логистической отрасли: есть ли предел у роботизации и не заменят ли роботы людей?

В недавнем интервью Ведомостям Михаил Парахин, директор по технологиям «Яндекса», отрицал такую возможность. По его словам, машины узкоспециализированы, с их помощью можно автоматизировать какой-то конкретный участок деятельности. Так, машине проще расшифровать любой код, чем отличить кошку от собаки на фотографии – успеха в распознавании изображений разработчики добились не так давно. Это значит, что далеко не с каждой задачей машина может справиться лучше человека. При этом вмешательство человека необходимо для постановки машинам задач, контроля выполнения и оценки результата. Прогресс Михаил Парахин видит в симбиозе человека и машины.

Прогресс – в симбиозе человека и машины, – Михаил Парахин, «Яндекс»

Еще раньше аналитики института McKinsey подсчитали, что в мировом масштабе почти половину всей работы можно автоматизировать, используя современные технологии. При этом только около 5% профессий можно автоматизировать полностью, а ещё 60% профессий можно автоматизировать по меньшей мере на треть.

Что касается транспорта и логистики, то потенциал автоматизации этой отрасли в России по оценкам экспертов McKinsey достигает 75%, что в долгосрочной перспективе может стать причиной увольнения 4,3 миллионов работников.

Давайте разберемся, какие именно профессии окажутся под ударом в первую очередь?

На этот вопрос нам отвечает Надежда Гудименко, директор управления персоналом ОТК «ЮниТранс».

«Поскольку автоматизируются в первую очередь рутинные процессы и операции, то прежде всего сокращение коснется сотрудников невысокой квалификации. В транспортно-логистической сфере это грузчики, комплектовщики. Несколько позже автоматизация затронет курьеров, водителей и машинистов рельсового транспорта. За рубежом этот процесс уже запущен. Так, если вы захотите проехать от аэропорта Бангкока до города по скоростной железнодорожной линии, вам придется вверить свою жизнь автоматике: поезда на этой ветке беспилотные».

При этом общество еще не готово принять такую перспективу. Согласно данным опроса, проведенного NPR/Marist в США 94% рабочих уверены, что не будут заменены на роботов. Подобное отрицание проявляется и в отношении людей к автономным аппаратам в целом: данные опроса Gallup показывают, что 54% американцев не хотят использовать беспилотный автомобиль, 59% ожидают, что будут испытывать в нем дискомфорт, а 62% не хотят даже повстречаться с беспилотником на дороге.

А что по другую сторону баррикад?

В 2016 ManpowerGroup провела опрос среди работодателей о влиянии автоматизации на бизнес. По его результатам только 12% руководителей были готовы сокращать штат из-за внедрения роботов в ближайшие 2 года.

Но это – «температура в среднем по больнице». В реальности у нас есть примеры Amazon и Walmart, которые активно роботизируют склады, UPS, DHL и ряд других компаний, разместивших заказы на автономные автомобили и тестирующие беспилотные летательные аппараты. В порту Сингапура успешно испытывают автоматизированные портовые краны, в лондонском Хитроу – дроны с погодными датчиками.

Сейчас эти планы затормозились в связи с чередой неудач и несчастных случаев во всем мире: авариями Теслы, провалом испытания дрона Почты России для доставки посылок, а в особенности – трагическим ДТП в Аризоне, в котором беспилотный автомобиль унес жизнь пешехода. Эти события вызвали большой общественный резонанс, но в то же время маловероятно, чтобы они могли остановить процесс роботизации, а с дальнейшим развитием и совершенствованием технологий и систем обеспечения безопасности внедрение пойдет более успешно.

Не стоит сбрасывать со счетов экономическую составляющую: по данным PwC из 100 производителей 58% от автоматизации производства останавливают только высокие затраты, при этом 86% признают, что эти затраты окупятся в процессе эксплуатации, а потенциальная экономия будет довольно внушительной.

В любом случае, есть и другие факторы, негативно влияющие на уровень занятости в транспортно-логистической отрасли. В последнее время наметилась тенденция приближения места производства к месту реализации продукции – пример тому мы приводили в предыдущей статье. В результате этого процесса ожидаемо будут снижаться объемы транспортировки продукции, даже несмотря на повышение объемов производства.

Кроме того, идет активная разработка специализированного программного обеспечения, значительно облегчающего труд логиста. Подобные разработки на базе больших данных позволяют улучшить многие параметры перевозочного процесса, включая маршрутизацию, прогнозирование, учет, контроль.

«Сейчас полностью отпадает потребность в логистических кадрах, которые ценны только тем, что хорошо знают определенную местность и конкретные маршруты. Теперь с этой задачей легко справляется любое бесплатное приложение, а внедрение специализированного программного обеспечения приносит и более ощутимые выгоды», – считает Надежда Гудименко. – «И в новых реалиях задачи логиста все больше будут смещаться из области расчетов ставок и маршрутизации в сферу взаимодействия с клиентом и соисполнителями».

В новых реалиях задачи логиста все больше будут смещаться из области расчетов ставок и маршрутизации в сферу взаимодействия с клиентом и соисполнителями, – Надежда Гудименко, ОТК «ЮниТранс»

По словам Надежды Гудименко, наиболее значимыми качествами для «логиста будущего», помимо высокой квалификации, станут развитые коммуникативные навыки и аналитические способности, креативность, умение находить решение в нестандартных ситуациях, а также надлежащий уровень технической грамотности для работы с программным обеспечением и взаимодействия с робототехникой.