Новости отрасли

Когда нечего терять, кроме своих цепей поставок

02.08.2019
Изображение Made in China

Американо-китайская торговая напряженность реорганизует мировые логистические цепи.

Без малого 30 лет через Китай проходили чуть ли не все мировые цепи поставок.

В частности, американские компании, в особенности технологические гиганты, такие как Apple и Dell, располагали в Китае свои сборочные производства.

Торговая война с США и, как следствие, установленные администрацией Трампа импортные пошлины сделали поставки ряда номенклатурных позиций из Китая в США экономически невыгодными, и теперь многие компании задумались о переносе производств в другие регионы.

Wall Street Journal ссылается на проведенное недавно исследование, в ходе которого были опрошены 250 компаний, чьи производства размещены в КНР. 40% из них уже перенесли производственные мощности из страны либо запланировали такой шаг на ближайшее время. Причем миграция производства вовсе не рассматривается в качестве временной меры – для компаний это серьезное решение, связанное с ощутимыми инвестициями в производственные мощности, инфраструктуру и рабочую силу в другой локации, а также редизайн налаженных цепей поставок.

Другая группа компаний предпочитает диверсифицированный подход. Сохраняя производство на территории Китая, они ищут альтернативные варианты – и находят их во Вьетнаме, Малайзии, Восточной Европе и Латинской Америке. Пример такого подхода – Foxconn, подрядчик Apple, который утверждает, что порядка 25% его продукции производится за пределами Китая, и зарубежные производства в случае необходимости смогут поддерживать необходимый объем поставок для его основного заказчика.

Но всегда находятся компании, играющие на темной стороне. Они не переносят и не диверсифицируют производства – они меняют логистические цепи, включая в них посредников в странах, на которые действие импортных тарифов не распространяется. Основная задача посредника – перемаркировать продукцию, изменив страну происхождения товара. Это нелегальная схема, широко применяющаяся при поставках в «подсанкционные» государства, о которой в России, например, знают не понаслышке. В некоторых случаях для легализации процесса в стране-посреднике проводят незначительную переработку или модификацию продукции. В случае с поставками из Китая в США основной товаропоток идет через перевалочные пункты во Вьетнаме, Малайзии и Таиланде. Так, за последний год объем экспортных операций Китая с Вьетнамом увеличился на 81%: несложно понять, куда предназначается основная масса этих грузов.

С другой стороны, реорганизация цепей поставок в Китае опирается не только на внешние, но и на внутренние факторы. Нельзя забывать, что за три десятилетия «экономического чуда» Китай эволюционировал из государства с низкой покупательской способностью населения, полностью зависимого от капитала транснациональных корпораций, в один из самых емких рынков в мире: в Китае живет 18% населения Земли, притом уровень жизни в стране за последние годы заметно вырос. Соответственно, и китайские цепи поставок претерпели трансформацию: многие маршруты переориентировались с межконтинентальных морских линий на внутренние пути, а также транспортные коридоры, соединяющие Азию с Европой – в том числе и через Россию.