Новости отрасли
Что нового? Июнь 2025

- Совет Федерации утвердил закон, ужесточающий контроль за грузоперевозками в России;
- Подмосковье вводит единый стандарт хранения транспортных контейнеров;
- Россия готовится к массовому внедрению беспилотных грузовиков;
- Государство поможет роботизации промышленности материально;
- Строительство Северного широтного хода приостановлено из-за недостаточности грузовой базы;
- Челябинск станет первой цифровой железнодорожной станцией России;
- Пакистан отложил запуск первого грузового поезда в Россию из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке;
- Сахалин внедряет систему грузоперевозок с использованием дронов.
Совет Федерации утвердил закон, ужесточающий контроль за грузоперевозками в России
Принятый 4 июня документ полностью цифровизирует транспортно-экспедиционную деятельность, вводя обязательное электронное оформление всех сопроводительных документов. Исключения для бумажного документооборота будет определять Минтранс.
Реформа предполагает создание единого реестра перевозчиков на базе государственной платформы «Гослог», где будут аккумулироваться данные обо всех участниках рынка. Особое внимание уделено защите персональных данных – их передача за границу теперь возможна только в строго оговоренных законом случаях.
Закон будет вводиться поэтапно. Основные положения начнут действовать с сентября 2025 года, а полный переход на цифровые технологии завершится к осени 2026 года. Эти меры призваны повысить прозрачность отрасли и усилить контроль над грузопотоками в стране.
Подмосковье вводит единый стандарт хранения транспортных контейнеров
Власти Московской области утвердили новые требования для работы 244 контейнерных площадок региона. Согласно новым правилам, все объекты должны будут соответствовать строгим нормативам, включающим обязательное ограждение территорий, круглосуточную охрану, видеонаблюдение через систему «Безопасный регион», а также оснащение специальной техникой – контейнерными погрузчиками и инспекционно-досмотровыми комплексами для сканирования грузов.
Губернатор Андрей Воробьёв подчеркнул, что площадки, не соответствующие стандарту, будут закрыты, а их контейнеры направят на утилизацию или передадут в крупные транспортно-логистические центры, работающие в правовом поле. Приоритет получат легальные операторы, имеющие зарегистрированную недвижимость и исправно платящие налоги.
Новые меры призваны повысить безопасность и прозрачность оборота грузов в регионе, минимизировав риски использования контейнеров в противоправных целях.
Россия готовится к массовому внедрению беспилотных грузовиков
Минтранс РФ создал рабочую группу для разработки нормативной базы под беспилотный транспорт. В состав вошли представители ключевых министерств и компаний, включая «КАМАЗ» и «Яндекс». Группа займется техническими стандартами и подготовкой законопроекта, который планируется внести в Госдуму до конца 2025 года.
Уже сегодня на дорогах страны тестируются 100 автономных грузовиков. К 2028 году их число превысит 300 единиц. Пилотные проекты на трассах М-11 и ЦКАД показали эффективность: беспилотники работают на 11% быстрее и экономят до 14% топлива.
Полная рентабельность, по оценкам экспертов, достижима лишь при отказе от водителей в кабине — такой переход ожидается к 2030 году.
Перед запуском беспилотников на дороги общего пользования предстоит решить целый комплекс задач. Помимо нормативного регулирования, необходимо адаптировать инфраструктуру под беспилотное движение, обеспечить стабильную связь, создать сертификационные центры и проработать другие технические аспекты.
Государство поможет роботизации промышленности материально
Минпромторг расширяет программу субсидирования автоматизации производства. Предприятия теперь могут рассчитывать не только на льготное кредитование по сниженной ставке 5% годовых, но и на существенную компенсацию затрат. При использовании российского оборудования из специального реестра можно вернуть до половины расходов, а за интеграцию технологий государство готово возместить пятую часть затрат.
В логистической отрасли автоматизация набирает обороты. Крупные операторы уже активно внедряют передовые технологии, такие как автономные мобильные платформы и интеллектуальные системы управления складом. Реальные примеры показывают, что современные решения позволяют вдвое увеличить производительность при одновременном росте точности операций до 99%.
Однако переход на «умные» технологии сопряжен с рядом сложностей. Предприятия сталкиваются с необходимостью модернизации устаревшей ИТ-инфраструктуры и острой нехваткой специалистов по работе с роботизированными системами. Не менее важной задачей становится адаптация существующих бизнес-процессов под новые технологические реалии.
В ближайшие три года на развитие отечественной робототехники планируется выделить более 35 млрд рублей в расчете на ускорение цифровой трансформации промышленности и логистики по всей стране.
Строительство Северного широтного хода приостановлено из-за недостаточности грузовой базы
Реализация масштабного инфраструктурного проекта Северного широтного хода в Ямало-Ненецком автономном округе временно заморожена. Как сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, текущие объемы грузоперевозок не оправдывают запланированных инвестиций в размере 800 миллиардов рублей.
Этот стратегический проект должен был стать ключевым элементом Трансарктического транспортного коридора, соединяющего Северную и Свердловскую железные дороги. Однако приоритет был отдан другим инфраструктурным инициативам, включая расширение Восточного полигона и модернизацию Мурманского транспортного узла.
По словам министра, возобновление проекта станет экономически целесообразным по мере роста грузопотока по Северному морскому пути и внутренним водным артериям.
Северный широтный ход рассматривается как важная составляющая Трансарктического транспортного коридора, которая в перспективе должна интегрировать железнодорожные и автомобильные подходы к ключевым арктическим портам России.
Челябинск станет первой цифровой железнодорожной станцией России
Российские железные дороги готовятся к запуску полностью автоматизированной станции «Челябинск-Главный» в 2026 году.
Станция нового поколения будет оснащена 25 программно-аппаратными комплексами и 14 автоматизированными системами, способными самостоятельно управлять маневровыми локомотивами, осуществлять сортировку составов с автоматической сцепкой и расцепкой вагонов, а также контролировать техническое состояние подвижного состава.
Автоматизация затронет до 70% ручных операций, но люди останутся важной частью процесса, перейдя от физического труда к контролю и управлению автоматизированными системами.
В текущем году завершаются масштабные строительные работы и испытания 23 ключевых технологических систем. Успешная реализация этого проекта в Челябинске станет отправной точкой для цифровой трансформации других железнодорожных узлов по всей стране.
Пакистан отложил запуск первого грузового поезда в Россию из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке
Первая в истории грузовая железнодорожная отправка из пакистанского Лахора в российскую Астрахань, запланированная на 22 июня, была отменена. Решение связано с эскалацией ирано-израильского конфликта и последовавшим закрытием границ между странами транзита.
Состав из 16 вагонов должен был преодолеть 8 тысяч километров, пройдя через территории Ирана, Туркменистана и Казахстана. Особенностью маршрута являлась необходимость перегрузки грузов в иранском Захедане из-за различий в ширине железнодорожной колеи. Ожидалось, что время в пути составит от 20 до 25 дней.
Проект рассматривался как важный шаг в развитии международного транспортного коридора «Север-Юг» и предлагал альтернативу традиционным морским путям. В пакистанском железнодорожном ведомстве подчеркнули, что запуск поезда будет осуществлен после стабилизации обстановки в регионе и восстановления безопасных условий для транзитных перевозок.
Сахалин внедряет систему грузоперевозок с использованием дронов
Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко объявил о начале сотрудничества с АФК «Система» по разработке новых логистических решений, сочетающих воздушные и морские беспилотные технологии, актуальные для связи острова Сахалин с материком.
Инфраструктурная база проекта уже формируется: после открытия в 2025 году первого российского дронопорта «Пушистый» в регионе планируется построить еще восемь аналогичных объектов. Действующий Научно-производственный центр обеспечивает разработку и тестирование различных типов беспилотников, используя местный испытательный полигон.
Этой тематике будет посвящен международный форум «Крылья Сахалина» в сентябре, который соберет экспертов в области искусственного интеллекта, космических технологий и морской робототехники.
Параллельно регион готовит кадровую базу: с нового учебного года в Сахалинском техникуме откроется программа подготовки операторов БПЛА, а университет запустит курсы для преподавателей по работе с дронами.