Новости отрасли

5G в логистике: прогнозы и перспективы

13.12.2019
Изображение 5G

Как связь пятого поколения трансформирует цепи поставок.

Вчера участникам «Недели Российского Интернета - RIW 2019» довелось наблюдать первый междугородний двусторонний голографический телемост на сети 5G: между Кронштадтом и Москвой была организована прямая видеотрансляция с использованием проецируемых лазером объемных изображений. Это одно из практических применений новой цифровой технологии, которая, по многочисленным прогнозам, в ближайшие годы трансформирует промышленность и повседневную жизнь.

Среди явных преимуществ сетей 5G – высочайшая скорость передачи информации (от 1 Гбит/с) с минимальной задержкой (до 1 мс), высокая энергоэффективность и возможность подключения до миллиона устройств на 1 кв.км.

Эти плюсы открывают новые перспективы для развития транспортно-логистической отрасли – разберемся, какие из них лежат на поверхности.

  • Обеспечение безопасности беспилотных технологий

Технологии 5G должны приблизить повсеместное внедрение беспилотного транспорта. Минимальная задержка передачи сигнала позволяет оценивать обстановку практически в реальном времени, в том числе при высокой скорости движения объектов – это закроет многие вопросы, связанные с безопасностью внедрения беспилотных технологий. По словам руководителя направления «Информационная инфраструктура» проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика» Тимура Баберкина, данные смогут передаваться даже при скоростях порядка 500 км/ч на высокоскоростном транспорте.

«Автомобили, постоянно обменивающиеся информацией друг с другом на высокой скорости — это совершенно новый уровень осведомленности о дорожной обстановке», —  отмечает Генеральный директор «Яндекс» Елена Бунина.

Так, в Сеуле (Южная Корея) в июне 2019 года на Фестивале автономного вождения прошла демонстрация применения 5G для обеспечения полной подключенности беспилотного автомобиля, работающего по принципу V2X (Vehicle-to-Everything) – связи транспортного средства со всем, что его окружает — инфраструктурой, умными устройствами, другими автомобилями. Сейчас связь пятого поколения доступна на обычной дороге в центре Сеула.

В России в рамках чемпионата мира по футболу был представлен первый беспилотный «КамАЗ», возивший болельщиков в тестовой зоне 5G.

«По нашим подсчетам, если 80% автомобилей будут обладать подобными системами, количество ДТП только с пешеходами и велосипедистами может сократиться примерно вдвое», — отметил вице-президент по региональному развитию «МТС» Игорь Егоров.

  • Снятие ограничений с использования технологий интернета вещей IoT

Благодаря поддержке одновременного подключения большого количества устройств без ухудшения качества соединения, 5G обеспечит слаженную работу всех беспилотных, удаленно управляемых и подключенных механизмов на автоматизированных складских и производственных объектах.

  • Использование дополненной реальности в логистических операциях

В распределительных центрах ускорить и упростить процесс сборки заказа можно будет благодаря использованию дополненной реальности, указывающей персоналу, например, местонахождение нужных товаров.

  • Эффективное управление терминальным трафиком на основе больших данных

Возможности сбора и анализа больших массивов данных на ограниченной территории и оптимизирует управление трафиком транспортных средств и грузов на терминалах – например, в крупных распределительных центрах, логистических хабах, в портах.

С 2018 года сеть 5G тестируется в Гамбурге (Германия) – в том числе для управления трафиком в зоне порта, для сбора и обработки данных измерений окружающей среды в режиме реального времени и для мониторинга критически важных объектов инфраструктуры, таких как водозаборы и зоны строительства, что повышает безопасность в порту.

  • Обеспечение сквозной видимости в цепях поставок

Благодаря возможностям технологии 5G можно отслеживать перемещения и осуществлять мониторинг состояния грузов любых габаритов (вплоть до микрочипов) в режиме реального времени – не на уровне транспортного средства, а на уровне отдельного товара.

«С 5G на каждую посылку, на каждый груз можно будет устанавливать индивидуальные сенсоры для отслеживания таких показателей, как влажность и температура», - утверждается в отчете о состоянии логистики, подготовленном CSCMP (Советом профессионалов по управлению цепями поставок).

  • Точное планирование цепей поставок и предиктивная аналитика

Отслеживание активов в режиме реального времени повышает возможности предиктивной аналитики. Это позволит крупным производителям и логистическим операторам принимать решения на основе подробных данных – и более точно планировать сроки и объемы производства и своевременные поставки товаров.

  • Бесшовная интеграция потоков данных и обмен информацией между участниками логистической цепи

Сеть 5G может служить средством интеграции между внутренними и внешними процессами в распределительном центре (поскольку работает как внутри, так и вне зданий). Благодаря этому можно, например, запланировать отгрузку товара, который еще находится в пути, но поступит на склад в течение определенного времени.

Эксперты сходятся во мнении, что результатом внедрения 5G в логистике станет ускорение цепей поставок, повышение точности принятия решений, облегчение работы персонала, повышение качества предоставления услуг и снижение затрат.

Недавнее исследование Gartner показало, что 66% опрошенных организаций планирует внедрение сетей пятого поколения в ближайший год.

Ожидается, что первые коммерческие сети 5G в России начнут появляться в 2020 году, а количество подключений 5G к 2025 году достигнет 46 млн. Это 20% от общего числа подключений с охватом 60% населения – такие цифры приводятся в совместном отчете GSMA Intelligence, Аналитическим Центром при Правительстве Российской Федерации и Союзом ЛТЕ «Развитие 5G в России и мире: взгляд в будущее».

При этом развертывание сетей 5G все еще находится на ранней стадии, и наверняка по мере развития технологии в транспортно-логистической отрасли найдется еще немало сценариев её эффективного применения.