Новости отрасли

Расходы на возвратную логистику в этом сезоне обещают побить рекорды

03.12.2021
Изображение Возвратная логистика

По результатам исследования в IV квартале 2021 года вырастет и объем возвратов, и стоимость их обработки.

В Европе и США традиционно высокий сезон покупок начинается раньше, чем в России, а в этом году ритейлеры дополнительно мотивировали покупателей на более раннее начало предпраздничных закупок, предвидя возможные сбои в поставках.

Больше половины участников рынка уже в III квартале зафиксировали как повышение покупательского спроса онлайн и офлайн, так и увеличение числа возвратов, и уверены, что тенденция продолжится.

По мнению 65% респондентов исследования, проведенного Ассоциацией возвратной логистики, в IV квартале 2021 года ритейлерам и логистам стоит готовиться к увеличению объема возвратов покупок. Ожидается и рост расходов на их обработку и доставку в связи с общим удорожанием организации поставок – повышением стоимости транспортировки, хранения и рабочей силы.

По подсчетам разработчика CRM Salesforce, американцы потратили в период предпраздничных распродаж 13,4 млрд долларов США – это выше уровня прошлого года на 5,5%. Вполне вероятно, что такой умеренный рост покупательской активности объясняется проблемами с поставками – удорожанием перевозок, ковидными ограничениями и задержками доставки, а также более скудным ассортиментом: каталоги продавцов в этом году похудели в среднем на 6%.

Но даже этот рост продаж может привести к значительным потерям ритейлеров на возвратной логистике, поскольку доля электронной коммерции постоянно растет, а именно онлайн-покупки генерируют наибольшее количество возвратов. По данным Национальной федерации ритейла, усредненный процент возвратов в 2020 году в США составил 10,6%, при этом для онлайн-торговли цифра выше: 18,6%.

Тем временем, в России подвели результаты онлайн-продаж в Черную пятницу. По данным «Платформы ОФД», в этом году они выросли в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом. Траты россиян на интернет-покупки в период с 26 по 28 ноября 2021 года по данным АКИТ оцениваются в рекордную сумму 85,7 млрд рублей.

При этом в России, с одной стороны, не до конца отрегулированы процедуры возвратной логистики при дистанционной торговле, и не каждый интернет-магазин предлагает удобную и прозрачную схему возврата товаров. С другой, доля отказов от товара в офлайн-магазинах держится на среднемировом уровне около 8%, в то время как у онлайн-маркетплейсов с бесплатным возвратом она может доходить до 50-70% в сегменте одежды и обуви. 

Вместе с тем, согласно совместному исследованию Яндекс.Маркета и GFK, именно одежда и обувь лидирует в топе интернет-покупок россиян, что может свидетельствовать о впечатляющих цифрах возвратов и значительном повышении расходов продавцов на возвратную логистику в этот сезон распродаж.