Новости отрасли
Что нового? Март 2022
-
Рынок российских контейнерных перевозок ожидает трансформация;
-
КамАЗ продолжает работу после ухода Daimler;
-
Первым делом – самолеты;
-
«Платон» могут отменить на полгода;
-
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре временно не действуют.
Рынок российских контейнерных перевозок ожидает трансформация
Международный контейнерный перевозчик Maersk прекращает деятельность и продает свои активы в РФ, включая доли в российских портах.
В планах компании вывезти около 50 тыс. ранее ввезенных в Россию контейнеров до конца апреля. Перспективы возобновления деятельности Maersk, занимавшей, по разным оценкам, от 15 до 30% рынка контейнерных перевозок в России, не ясны. В настоящее время 98% российской внешней торговли приходится на долю иностранных перевозчиков, и по мнению экспертов, ее место со временем могут занять китайские и турецкие игроки. В АРЭ уверены, что в долгосрочной перспективе России необходимо воссоздавать собственное пароходство.
При этом, по данным Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций (РАЭ) объемы морских перевозок в условиях санкционного давления существенно снизились: на 70% в северо-западных портах, на 35–40% в южных. Параллельно фиксируется резкое ухудшение ситуации с заторами в портах большей части Европы из-за переориентации контейнерных сервисов. По данным израильского аналитика рынка морских перевозок Windward, загрузка портов Кипра, Болгарии, Латвии и Финляндии увеличилась на 40–80%.
Тем временем, Дальний Восток отыграл первоначальное падение объемов на 10–15%, и к концу месяца АРЭ наблюдает там небольшой рост.
КамАЗ продолжает работу после ухода Daimler
Немецкий производитель грузовиков Daimler Truck («Даймлер трак») из-за событий на Украине приостановил сотрудничество с российским КамАЗом. В том числе остановлены поставки комплектующих и производство грузовиков в рамках совместного предприятия DK RUS.
Как отмечают в компании, сегодня основные усилия направлены на локализацию производства комплектующих, которые раньше поставлялись из-за рубежа. Кроме того, планируется изменение модельного ряда.
Тем временем правительство РФ планирует временно снизить требования техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018) в отношении уровня выбросов. Предполагается, что эта мера даст автозаводам время, чтобы внедрить решения по импортозамещению.
Первым делом – самолеты
Ведущие авиастроительные компании Boeing и Airbus сообщили о приостановке поставок и технического обслуживания самолетов, используемых российскими авиакомпаниями. В связи с этим Минтранс России предложил продлить на полгода сертификаты летной годности самолетов, срок действия которых истек 1 марта, равно как и срок использования технической документации на иностранные самолеты без техподдержки разработчика до 1 сентября.
При этом максимально остро встал вопрос налаживания технического обслуживания и замещения парка воздушных судов в текущих условиях.
За истекший месяц стало известно о планах сотрудничества с бразильским производителем самолетов Embraer, а также ускорения импортозамещения в этой отрасли.
В частности, ОАК планирует увеличить производство лайнеров Sukhoi Superjet 100 до 40 самолетов в год, наладить производство до 10 единиц Ту-214 в год, а также восстановить выпуск Ил-86 и Ил-96.
В самолетах SSJ-100 планируется заменить иностранный двигатель SaM-146 на российский ПД-8, сертифицировать который планируется в кратчайшие сроки.
«Платон» могут отменить на полгода
Сбор платы с большегрузных машин по системе «Платон» может быть приостановлен на полгода. До конца месяца Минтранс готовит необходимую документацию для утверждения указанной меры кабинетом министров.
С инициативой временного освобождения грузоперевозчиков от платы по системе «Платон» выступило руководство национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс».
В числе других мер поддержки грузовых автоперевозчиков были выдвинуты предложения о снижении цен на дизельное топливо, уменьшении сумм штрафов по весогабаритным параметрам, избавлении компаний-перевозчиков от транспортного налога, утильсбора и НДС, а также введении в РФ моратория на выплаты лизинговых платежей и кредитов.
Сообщество топ-менеджеров логистических компаний, в которое ходят гендиректора ПЭК, GLT, «Альтика М», СПАК и Dentro, отмечают, что за последний месяц себестоимость транспортировки выросла на 10–12%, цена обслуживания грузовой техники – на 60%, а расходы транспортных компаний на автозапчасти и комплектующие – на 87%. По их опасениям, до конца года рост затрат на обслуживание техники вырастет в 1,9 раза.
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре временно не действуют
Правительство РФ приостановило Правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре и части морских портов России до 1 июля 2022 года. Можно предположить, что временная отмена так называемого недискриминационного доступа позволит ОАО «РЖД» увеличить объем провоза наиболее прибыльных в транспортировке грузов, а именно контейнеров.
Отмена правил появилась в правительственном Плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Эта мера относится в первую очередь к дорогам Восточного полигона – БАМу и Транссибу – и связана с фактическим прекращением экспортных отгрузок в направлении Европы.