Новости отрасли

Почему ставки фрахта танкеров еще не побили рекорды

08.04.2022
Изображение Нефтяной танкер

Аналитик указал три основные причины.

Логичной реакцией транспортного рынка на геополитическую напряженность в странах-производителях нефти обычно бывали взвинченные ставки фрахтования нефтяных танкеров. Подобное не раз наблюдалось в последние десятилетия: в 1991, 2003, 2020 годах, когда цены на нефть резко менялись, а потребители стремились переориентироваться на новых поставщиков или создать запасы нефтепродуктов. Таким образом, многие эксперты опасались нового витка стоимости фрахта в марте 2022 из-за спецоперации на Украине.

Тем не менее, повышение ставок фрахта в марте 2022 года оказалось не настолько драматичным, как 10-кратный рост в 2020 году. В случае крупнотоннажных танкеров 2 и 3 классов для перевозки сырой нефти (грузоподъемностью свыше 120 000 тонн) ставки хоть и поднялись, но не дотянули до порога безубыточности фрахта согласно Clarksons Platou Securities: на первой волне паники ставки рванули вверх, но быстро остановились и даже откатили к исходным значениям к концу марта.

Текущее повышение ставок в наибольшей степени затронуло суда, обслуживающие непосредственно бассейны Балтийского, Черного и Средиземного моря, а это в основной массе крупнотоннажные танкеры 1 класса (Афрамакс) грузоподъемностью 80-120 000 тонн, а также суда меньшей грузоподъемности. На пике рост фрахта для них был кратным (в 2-5 раз в зависимости от грузоподъемности судна), далее в течение марта ставки снижались на 15-20% в неделю, но в последние дни вновь скакнули вверх.

В комментарии для American Shipper аналитик Evercore ISI Джон Чаппелл в конце марта назвал три основные причины того, что ставки танкерного фрахта не достигли уровня 2020 года вопреки ожиданиям в условиях высоких геополитических рисков:

  • во-первых, низкие цены удерживаются из-за избыточности мощностей танкерного флота;

  • во-вторых, свою роль играет сезонность поставок: весной спрос на нефть низкий, а потребители не стремятся замораживать средства;

  • в-третьих, цены на нефть нестабильны, а рынок инвертирован, то есть текущая цена выше фьючерсной, поэтому создавать резервный запас нефти сейчас экономически невыгодно, и это снижает спрос на транспортировку нефти в мире.

Тем не менее, если напряженность не разрешится до осени, это станет серьезным драйвером роста фрахтовых ставок, заявил Чаппелл.

Стоит отметить, что умеренные ставки фрахта танкеров выгодны потенциальным покупателям невостребованной в Европе российской нефти в странах Азии: переориентация поставок на более длинные маршруты увеличит логистические расходы на приемлемые суммы, которые окупятся за счет дисконта на нефть.

Рисунок. Ставки фрахта Афрамакс 2020-2022 (стилизация)

Тем не менее, повторное повышение ставок фрахта нефтяных танкеров класса Афрамакс, зафиксированное в начале апреля, сигнализирует о дефиците перевозочных мощностей конкретно под российскую нефть, и объясняется, в том числе, долгим морским путем из Балтийского бассейна в Азию, что снижает оборачиваемость доступного для России флота.

Рынок характеризуется высокой степенью волатильности, и в настоящий момент аналитики крайне осторожны в дальнейших прогнозах.