Новости отрасли

Как низко упадут контейнерные ставки

09.09.2022
Изображение Контейнерный порт ночью

В мировой торговле продолжается тенденция снижения контейнерных ставок. Достижим ли допандемийный уровень?

Сентябрь традиционно – месяц пиковой предпраздничной активности в международных перевозках, но не в этом году. Наученные горьким опытом предыдущих лет, ритейлеры и предприниматели либо заказали товар раньше обычного, либо оптимизировали ассортимент и значительно сократили планируемые закупки в осенний период. Одновременно с этим, многие покупатели снизили траты из-за инфляции и роста цен.

Таким образом, спрос, а вслед за ним и спотовые ставки на международные морские контейнерные перевозки снизились на большинстве направлений.

В частности, ставка на транспортировку 40-футового контейнера из Азии в США по транстихоокеанскому маршруту по данным Freightos Baltic Index упала на 60% с начала года и сейчас составляет около 5 400 долл.США, а перевозка 40-футового контейнера из Азии в Европу подешевела за тот же период на 42% до 9 000 долл.США. Для сравнения, год назад ставки на перевозки по этим маршрутам достигали 20 000 долл.США, но даже сейчас они впятеро выше допандемийного уровня.

Стоимость трансатлантических перевозок между Европой и США избежала резких колебаний: она росла постепенно на протяжение двух последних лет и сейчас держится близко к максимальным значениям, превышающим уровень 2019 года в те же 5 раз.

Расценки на маршруты между азиатскими портами и российским Дальним Востоком в последнее время снизились весьма незначительно – эти направления в настоящее время наиболее востребованы, а доковидный уровень ставок превзойден почти 10-кратно.

В целом, по мнению аналитиков и участников рынка, ставки на морские перевозки продолжат снижение в этом и в 2023 году. В ближайшие 2 года будут спущены на воду уже заказанные контейнеровозы, и перевозочных мощностей станет на 9% больше, при том что адекватного прироста грузовой базы не ожидается из-за экономического спада.

Тем не менее, это не означает, что ставки вернутся на уровень 2019 года. Дополнительными факторами повышения стоимости морских перевозок в долгосрочной перспективе остаются рост цен на топливо, а также значительные вынужденные инвестиции морских перевозчиков в технологии и системы очистки углеродных выбросов от судов.

Кроме того, контейнерные перевозчики не считают снижение спотовой ставки достаточным основанием для пересмотра контрактных расценок. Об этом, в частности, заявили в Hapag-Lloyd. «Контракт есть контракт, и должен соблюдаться обеими сторонами независимо от движения спотовых ставок», – напомнили в компании.