Новости отрасли
Морские перевозчики примеряются к зеленому топливу
Из двух альтернатив Maersk выбирает наиболее затратную.
Крупные морские линии ищут способы привести флот в соответствие с новыми требованиями Международной морской организации о снижении выбросов парниковых газов и серы в международном судоходстве. Одной из тенденций последних лет стало проведение испытаний с использованием биотоплива, эквивалентного остаточному топливу и не требующего изменений в судовых двигателях.
Так, на днях судоходная компания OOCL подвела итоги 41-дневного тестового рейса контейнеровоза «Yokohama» класса Панамакс грузоподъемностью 4578 TEU, выполненного на биотопливе. Судно было заправлено биотопливом B22, поставленным компанией Chevron Singapore, представляющим собой смесь метилового эфира из отработанного растительного масла (22%) и VLSFO (топлива с очень низким содержанием серы). «Yokohama» вышла из порта Сингапур 26 июня и вернулась 5 августа, осуществив заходы в несколько портов Австралии. В OOCL остались довольны результатами испытаний, подчеркнув, что это внесло ясность в их дальнейшие шаги по декарбонизации.
Примерно в это же время прошел второй раунд испытаний топлива GoodFuels на принадлежащем «K» Line судне «Albion Bay» – балкере типа Supramax. Балкер перевозил сталь из Японии в Пакистан и по пути следования 3 августа в Сингапуре был заправлен биотопливом. Судно благополучно прибыло в пакистанский порт назначения 16 августа. В планах компании проведение дальнейших испытаний на еще более крупных судах, в частности, на балкере типа Capesize.
Похожие испытания завершились ранее в Нидерландах, где Ocean Network Express (ONE) провели второе тестирование морского биотоплива GoodFuels на борту контейнеровоза «Experience». Технические характеристики топлива не публиковались, известно лишь что содержание биотоплива в смеси во время второго испытания было повышено в три раза. Судно успешно эксплуатировалось на биотопливе в течение 24 дней из 36-дневного тестового периода, который закончился 12 апреля.
Вскоре после этого начались годичные испытания биотоплива на крупном балкере «Tasman» австралийского горнодобывающего гиганта Rio Tinto совместно с bp, на данный момент это самые долгие испытания морского биотоплива. Судно в течение 12 месяцев будет заправляться в Роттердаме биотопливом, предоставленным bp, и выполнять рейсы по трансатлантическим и атлантическо-тихоокеанским маршрутам. По данным vesselfinder.com, последний раз балкер «Tasman» заходил в Роттердам 14 августа, после чего совершил заход в канадский порт Сет-Иль, египетский Порт-Саид и через Суэцкий канал вышел в Индийский океан и по сведениям maritime-database.com должен прибыть в порт Сингапур 13 октября.
В прошлом году bp уже проводил испытания своего биотоплива B30 (с 30%-ным содержанием метилового эфира из отработанного растительного масла в смеси с VLSFO) с судоходным гигантом Maersk на танкерах «Cirrus» и «Navigator». В ходе испытаний суда прошли из Роттердама в Западную Африку. В процессе проводилась оценка надежности и производительности смеси биотоплива B30 в двигателях, а также любого воздействия на топливные баки для определения уровня взаимозаменяемости топлива B30 с другими типами топлива.
Тогда было объявлено, что ни во время, ни после испытаний не наблюдалось неблагоприятных воздействий на оборудование или механизмы. Никаких модификаций двигателя или инфраструктуры не потребовалось, что, казалось бы, продемонстрировало полную пригодность биотоплива для использования в судовых двигателях. Экологичность смеси также была подтверждена, как и во всех других примерах.
Тем не менее, Maersk параллельно разрабатывает и альтернативный дорогостоящий проект: инвестирует в производство растительного биометанола – метилового спирта, получаемого в результате переработки биологического сырья, – и размещает заказ на строительство 8 океанских судов, работающих на двух видах топлива – биометаноле и мазуте с низким содержанием серы.
Более того, на этой неделе в Maersk объявили о расширении программы замещения флота судами на двух видах топлива: Hyundai Heavy Industries построит для них к 2025 году 6 контейнеровозов грузоподъемностью по 17000 TEU, а в дальнейшем флот Maersk, работающий на двух видах топлива, достигнет 19 судов.
То есть несмотря на успешные испытания технологии использования биотоплива, эквивалентного остаточному топливу, Maersk продолжает инестировать в альтернативный проект, основанный на недешёвом в производстве биометаноле и мазуте меньшей степени очистки по сравнению с VLSFO. По всей видимости, технология без вложений оправдана только на переходном этапе как способ частичного снижения объемов вредных выбросов и недостаточна для достижения цели нулевого влияния логистики на окружающую среду.