Новости отрасли
Что нового? Сентябрь 2022
- В Казахстане вновь задерживают грузовики с транзитом из третьих стран;
- В Грузию не пустят санкционный транзит;
- На Дальнем Востоке дадут скидку на перевозки контейнеров в полувагонах;
- В Брянске испытывают тепловоз для вождения тяжеловесных поездов на БАМе;
- Морские перевозки с Калининградом субсидируют;
- Информационная система электронных перевозочных документов запущена, но не отменяет использование бумаги;
- Доля вакантных складов растет, ставка аренды снижается.
В Казахстане вновь задерживают грузы из третьих стран
Российские и белорусские транспортные компании, осуществляющие доставку грузов в Казахстан, столкнулись с проблемами при пересечении границы с Казахстаном.
Сообщается, что власти Астаны стали требовать разрешительные документы на груз, выданные иностранным перевозчикам для транспортировки грузов по ЕС до перецепки на российской или белорусской границе. В случае их отсутствия транспортное средство задерживается, и налагается штраф порядка 3 тысяч евро.
По просьбе АСМАП Минтранс направил письмо в транспортное ведомство Казахстана с просьбой исключить необоснованные требования к российским перевозчикам.
В Грузию не пустят санкционный транзит
Товары, запрещенные к продаже и транспортировке в Россию в результате санкций, не допускаются к транзиту по территории Грузии. Об этом в середине сентября сообщили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) со ссылкой на грузинские компетентные органы.
Список санкционных товаров включает более 1,5 тыс. наименований.
Напомним, в июле Министерство финансов США включило Грузию в перечень стран, через территорию которых, по оценкам ведомства, санкционные грузы могут попадать в РФ.
В Грузии заявляют о принятии необходимых мер для того, чтобы товары, находящиеся в санкционном списке, не попадали в Россию через их страну. Для этого установлен строгий таможенный контроль всех грузовых транспортных средств, следующих в Россию. Кроме того, для более тщательного досмотра на границе были добавлены рентгены-сканеры и расширен штат сотрудников таможенных органов.
На Дальнем Востоке дадут скидку на перевозки контейнеров в полувагонах
Грузооборот через таможню Владивостока к началу сентября превысил объем за весь 2021 год. Связи с рисками нехватки мощностей и возникновения контейнерных заторов в портах Дальнего Востока в ОАО «РЖД» принято решение о предоставлении скидки 20,7% на внутрироссийские и импортные перевозки гружёных универсальных крупнотоннажных контейнеров в полувагонах с любой станции Дальневосточной железной дороги.
Решение делает доступнее альтернативный фитинговым платформам способ транспортировки контейнеров и направлено на ускорение грузопотока в дальневосточных портах.
Скидка будет действовать до конца года.
В Брянске испытывают тепловоз для вождения тяжеловесных поездов на БАМе
Магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ28 проходит предварительные испытания на Брянском машиностроительном заводе.
Локомотив создан для вождения поездов массой до 7100 тонн на неэлектрифицированных участках Восточного полигона ОАО «РЖД».
Тепловоз базируется на отечественных конструкторских решениях. Дизельный двигатель 18-9ДГМ для него разработан и произведен на предприятиях Трансмашхолдинга.
Морские перевозки с Калининградом субсидируют
Правительство РФ утвердило порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям для возмещения расходов на осуществление морских перевозок в (из) Калининградскую область, сообщает «Интерфакс».
Российские организации, выполняющие перевозки и соответствующие утвержденным критериям, должны обращаться с заявками для получения субсидий в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Размер субсидий будет определяться по специальным формулам, учитывающим фактические расходы и доходы перевозчиков.
В 2022 году на субсидирование судоходным компаниям тарифов морской доставки грузов в/из Калининградской области планируется выделить свыше 1,3 млрд руб., а в 2023 году – 3,881 млрд руб.
В правительстве РФ рассчитывают, что по льготному тарифу суммарно в обе стороны до конца декабря будет перевезено около 900 тыс. т грузов, в том числе нефть и нефтепродукты, уголь, цемент, торф, кирпич, а также автомобили и мебель.
Информационная система электронных перевозочных документов запущена, но не отменяет использование бумаги
С 1 сентября 2022 года заработала Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
На данный момент в ней можно оформить электронные транспортную накладную (ЭТрН), сопроводительную ведомость и заказ-наряд. С 1 марта 2023 года перечень документов расширится и будет также включать электронный путевой лист, электронный договор фрахтования, электронные заказ и заявки. Оператором системы определен Минтранс России.
На первом этапе услуги системы на добровольной основе будут доступны более 7 млн активных участников перевозочного процесса, работающим на автотранспорте. Участники рынка могут работать с ГИС ЭПД через своего оператора ЭДО – в списке 7 компаний-операторов: «КОРУС Консалтинг СНГ», «Компания Тензор», «ПФ «СКБ Контур», «Такском», «Калуга Астрал», «Эдисофт» и «Э-КОМ».
На данном этапе ГИС ЭПД не отменяет использование бумажных документов. Проверка электронных перевозочных документов на дороге будет осуществляться с помощью служебных мобильных устройств сотрудников Госавтоинспекции, с установленным на них сертифицированным программным обеспечением, путем считывания QR-кода.
По словам участников рынка, тестирующих новый функционал, в работе системы пока выявляются пробелы и нерешенные вопросы. Так, заказчиком перевозки в ЭТрН безальтернативно назначается грузоотправитель, также есть проблемы при оформлении переадресации либо частичной приемки груза в локациях без доступа к сети интернет.
Доля вакантных складов растет, ставка аренды снижается
До февраля 2022 года топ-10 международных логистических компаний в России арендовали 2 млн 120 тыс. кв. метров складских площадей. Российские десять крупнейших компаний в феврале арендовали 2 млн 300 тыс. кв. метров площадей. В первом полугодии 2022 года рост доли вакантных площадей составил 0,9 п.п. без учета растущего предложения субаренды. В то же время спрос сократился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и сопоставим с «ковидным» первым полугодием 2020 г, сообщает Logirus со ссылкой на аналитиков компании Nikoliers.
Площадь складов компаний, покинувших российский рынок или приостановивших работу в России, составила 172 тыс. кв. метров. Дополнительно к этому объему российские игроки в марте-августе приобрели у международных игроков ещё 220 тыс. кв. метров.
На этом фоне запрашиваемые ставки аренды начали корректироваться. По итогам II квартала, средневзвешенная ставка снизилась на 6,5% по сравнению со значением I квартала 2022 г., составив 5 800 руб./кв. м/год без учета НДС и операционных расходов.