Новости отрасли
Что нового? Октябрь 2022
Транслогистический мегапроект ЕАЭС и ШОС; переориентация грузопотоков на восток; теракт на Крымском мосту; компенсации за конфискованные на Украине транспортные средства и грузы; Nissan, Hyundai, Kia, Volvo и Mercedes продают заводы в РФ; обязательная процедура перецепа/перегруза для фур с грузами из Европы; мобильные грузоматы появятся в России.
Транслогистический мегапроект ЕАЭС и ШОС
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) утвердили восемь транспортных коридоров, которые увязаны с международными коридорами и гармонизируются с «Одним поясом и одним путем». Об этом сообщил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович.
Все коридоры будут связаны международными маршрутами, и этот процесс станет «транслогистическим мегапроектом». Проектом предусматривается цифровизация коридоров, что позволит перевозчикам видеть загруженность на дорогах, их состояние, а также пункты отдыха и точки АЗС. Кроме того, готовится соглашение о таможенном транзите, к которому впоследствии смогут присоединиться и третьи страны.
Переориентация грузопотоков на восток
Резкое увеличение грузоперевозок в восточном направлении обеспечивается рядом мероприятий.
Так, в конце прошлого года РЖД закупили сверх плана 25 электровозов 3ЭС5К «Ермак» и дополнительное количество тепловозов 3ТЭ25К2м для БАМа.
Также на БАМе и Транссибе стали шире применять технологию виртуальной сцепки, что также позволило ускорить грузопотоки. За девять месяцев этого года по Восточному полигону на виртуальной сцепке прошло 7550 поездов, что в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Развивается и технология вождения сдвоенных поездов. В один состав объединяется два поезда весом 7100 тонн каждый и получается единый поезд весом 14 200 тонн, который ведут два 3ЭС5К с поосным регулированием тяги. Как пояснил вице-президент РЖД — начальник дирекции тяги Олег Валинский, занимая одну нитку графика, компания вдвое увеличивает объём проведённого груза.
Интенсификация грузопотока через пункты пропуска в Приморье производится и за счёт модернизации железнодорожной инфраструктуры. Перевод пограничного перехода Махалино – Хуньчунь на Дальневосточной магистрали в Приморье на круглосуточный режим работы обеспечил рост контейнерного экспорта в сентябре на 70% и составил 1,1 тыс. ДФЭ.
По словам губернатора Приморья Олега Кожемяко, отказ некоторых морских перевозчиков принимать грузы на Россию не снизил грузооборот приморских портов: их нишу заняли некрупные китайские судовладельцы, правда, обладающие меньшим опытом в организации перевозок. В связи с этим увеличился оборот флота и, соответственно, обострился дефицит терминальных мощностей и произошло замедление движения платформ, считает он. Поэтому ведется строительство новой портовой инфраструктуры.
Основными торгово-экономическими партнерами Приморского края являются Китай, Республика Корея, Япония, также развивается сотрудничество с Вьетнамом, Индией и Монголией. По итогам 2022 года планируется увеличить товарооборот до 12 млрд. долларов США.
Теракт на Крымском мосту
Около шести часов утра 8 октября на Крымском мосту произошел подрыв грузового автомобиля, что привело к гибели не менее трех человек и возгоранию семи топливных цистерн следовавшего в Крым железнодорожного состава.
В результате взрыва была повреждена одна из опор моста через Керченский пролив. Движение транспортных средств было восстановлено в тот же день, восстановительные работы продолжались в течение недели.
В ходе расследования дела о теракте на Крымском мосту задержаны 8 человек. ФСБ России совместно со Следственным комитетом установили, что «организатором теракта на Крымском мосту являлось Главное управление разведки Минобороны Украины». Взрывное устройство было закамуфлировано в рулоны со строительной полиэтиленовой пленкой и отправлено из Одессы через Болгарию, Грузию и Армению в Россию. В процессе перевозки документы на груз были подменены.
Замглавы Минтранса Александр Суханов, занимавшийся вопросами транспортной безопасности, ушел в отставку.
Компенсации за конфискованные на Украине транспортные средства и грузы
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении свыше 1,6 млрд руб. на поддержку российских автоперевозчиков, у которых конфисковали транспортные средства и грузы на территории Украины, сообщается на сайте правительства. Речь идет о 139 российских грузовиках и 128 полуприцепах.
Мера поддержки обусловлена тем, что стандартные условия страхования транспортных средств и их грузов по КАСКО не предусматривают возможности компенсировать страхователям ущерб, причиненный из-за военных мероприятий.
«Выделенное финансирование позволит перевозчикам восстановить парк автомобилей, сохранить рабочие места и продолжить оказывать услуги по перевозке товаров», – говорится в сообщении.
Nissan, Hyundai, Kia, Volvo и Mercedes продают заводы в Рф
Сразу несколько зарубежных автомобильных концернов рассматривают варианты продажи бизнеса в России. В числе их - Hyundai, Kia, Nissan, Mercedes и Volvo.
Фактически все иностранные автопроизодители столкнулись с проблемами с проведением международных платежей, сбоями логистических цепей и вынужденной приостановкой заводов на фоне нарастающих финансовых обязательствах по налогам и зарплатам.
Nissan, как несколькими месяцами ранее Renault, фактически стал государственным активом. По такому же пути, вероятно, пойдет и Hyundai: южнокорейские СМИ пишут, что рассматривается вариант продажи завода в Санкт-Петербурге, хотя по мнению аналитиков возможна и его консервация на случай возвращения концерна в РФ.
Компания Kia, по сообщению агентства Bloomberg, рассматривает возможность ухода из России, если в ближайшем будущем не найдет возможность централизованно поставлять автомобили в РФ.
Представитель шведского производителя Volvo Group сообщил, что в текущей ситуации компания не может вести операционную деятельность в России, поэтому было принято решение об адаптации бизнеса и начале сокращения количества сотрудников. Тем не менее, по сведениям источника «Ведомостей», есть предложение по продаже всего бизнеса Volvo Group в РФ.
Тем временем Mercedes продает свой завод в индустриальном парке «Есипово» в Подмосковье дилерскому холдингу «Автодом». При этом некоторые эксперты полагают, что в рамках сделки может быть предусмотрен опцион, в рамках которого Mercedes-Benz AG сможет вернуться к владению заводом в течение определенного времени.
На этом фоне растет доля рынка продукции китайского автопрома. Так, за 9 месяцев продажи грузового автотранспорта, произведенного в Китае, выросли почти в 3 раза, и их доля, согласно прогнозам, достигнет по результатам 2022 года 26-27% против 7% в 2021 году.
Обязательная процедура перецепа/перегруза для фур с грузами из Европы
Начали применяться новые правила автоперевозки импортных грузов из ЕС: для европейских перевозчиков введена процедура перецепа прицепа к тягачам перевозчиков ЕАЭС либо перегруза в транспортное средство перевозчиков ЕАЭС.
Процедура сопряжена с дополнительными расходами и временем ожидания.
Перецеп и перегруз не производится для товаров-исключений из специального перечня. В этом случае машину останавливают на таможенном посту для стандартного оформления, после чего отпускают для передачи груза на склад получателя.
В России появятся мобильные грузоматы
Российский ИТ-разработчик «Интеллектуальные технологии» намерен запустить в 2023 году в Иркутской и Ямало-Ненецкой областях сервис мобильных грузоматов для строительных и промышленных компаний.
Грузоматы будут представлять собой быстровозводимые конструкции на основе контейнеров, обеспечивающие интеллектуальное хранение, прием, учет и выдачу грузов. Их вместимость – до 32 тонн грузов и расходных материалов, каждый грузомат будет оснащен «умным ключом», средствами фото- и видеофиксации.
По мнению разработчиков, проект будет востребован, в первую очередь, среди строительных организаций в труднодоступных районах России, где строительство капитальных складских мощностей нецелесообразно.
В планах компании масштабировать географию сервиса в течение последующих 2-3 лет на более чем 200 объектах строительства.