Новости отрасли

Умные портовые краны на службе китайской разведки?

07.04.2023
Изображение Портовые краны ZPMC в порту Окленд

Американский Конгресс требует разъяснений о рисках для национальной безопасности из-за использования портового оборудования, произведенного китайской компанией ZPMC.

Шпионские скандалы в США не утихают.

Полгода назад китайскую цифровую логистическую платформу Logink объявили угрозой безопасности и коммерческим интересам США.

Затем, в конце января – начале февраля мир наблюдал за «инцидентом с аэростатом» – китайским метеозондом над территорией США, который в результате сбили американские военные.

В начале марта в США запретили социальную сеть TikTok, а госслужащих обязали удалить приложение с корпоративных устройств, чтобы воспрепятствовать дезинформации и сбору данных об американских пользователях.

Тогда же впервые в Wall Street Journal прошла информация о том, что краны в портах США могут оказаться возможным инструментом шпионажа в пользу Китая.

LA ZPMC

Фрагмент фото Unsplash. Краны ZPMC в порту Лос-Анджелес, США.

В шпионаже подозревают портовое оборудование производства шанхайской компании ZPMC, которое спецслужбы назвали «троянским конем Поднебесной», а бывший директор американского Национального центра контрразведки и безопасности Уильям Эванина – «новым Huawei», чью продукцию в США запретили в 2019 году по аналогичным соображениям. «Это идеальная комбинация законного бизнеса, который также может прикрывать тайный сбор разведданных», – считает Эванина.

Это идеальная комбинация законного бизнеса, который также может прикрывать тайный сбор разведданных, – Уильям Эванина, экс-глава контрразведки США.

Любопытно, что своим взлетом китайская ZPMC обязана североамериканским заказчикам: первые крупные контракты на портовые краны начинающий производитель получил в 1994 году от портов Ванкувера и Майами. Теперь ZPMC – глобальная корпорация с годовым оборотом 4 млрд долларов США и долей портового и судостроительного грузоподъёмного оборудования на мировом рынке от 50% до 80% по разным позициям. Оборудование ZPMC работает в 7 из 10 крупнейших портах мира. Эти краны помогали строить британский авианосец «Королева Елизавета» и американский эсминец нового поколения USS Zumwalt (DDG-1000).

Минимум 2% дохода ZPMC инвестирует в исследования и обладает сильной инженерной базой. Компания внедрила GPS-технологии и компьютерные автоматизированные системы управления портовыми кранами, которые повышают производительность и эффективность перегрузочных процессов и снижают риски несчастных случаев при выполнении грузовых работ.

Теперь эти «умные краны» вызывают опасения у американских чиновников из-за вероятных «скрытых возможностей». Портовое оборудование оснащено сложными датчиками, которые могут регистрировать и отслеживать происхождение и место назначения грузов. Таким образом, потенциально Китай может перехватить информацию о военных поставках США по всему миру.

Крайнюю обеспокоенность выразила группа сенаторов в письме в Министерство национальной безопасности США: «Если противник будет иметь доступ к операционной технологической системе этих кранов, то портовые операции могут полностью прекратиться, что остановит всю коммерческую деятельность, а это также прервет все военные и торговые цепи поставок государства». В письме говорится о катастрофических последствиях подобного сбоя для экономики и безопасности, который вызывается нажатием кнопки на компьютере страны-конкурента. 18 апреля 2023 года Комитет нацбезопасности намерен провести слушания по этому вопросу.

Фрагмент фото Unsplash. Краны ZPMC в порту Окленд, США.

Фрагмент фото Unsplash. Краны ZPMC в порту Окленд, США.

В то же время, официальные лица США заявили, что не обладают свидетельствами использования Пекином кранов в злонамеренных целях.

Wall Street Journal сообщает, что в китайском посольстве в Вашингтоне назвали страхи по поводу кранов «параноидальными».

Кранами ZPMC оборудованы морские гавани в 83 странах, включая «умные порты» Сингапура, Роттердама, Гамбурга и другие. В России оборудованием ZPMC оснащены терминалы в Новороссийске и Владивостоке. В США порядка 80% портовых кранов – производства этой китайской компании.