Новости отрасли
Возвращение гигантов – новая реальность российской логистики?

Чем грозит российскому логистическому рынку анонсированное возвращение CMA CGM.
Осенью 2025 года логистический рынок России всколыхнула новость: французский контейнерный гигант CMA CGM, ушедший в 2022 году, готовится вернуться. Сначала речь шла о балтийском направлении, а теперь, согласно свежим данным Journal of Commerce, с января компания планирует запустить сервисы из Индии в Россию через свою дочернюю структуру CNC Line.
Это известие вызвало острую дискуссию. Российские операторы, за три года построившие новые цепи поставок и занявшие нишу, бьют тревогу. Они требуют от государства защитных мер — например, введения особого статуса «стратегического перевозчика» для лояльных компаний или финансовых залогов от иностранцев на случай их повторного ухода. Их главный аргумент: мощные глобальные игроки, обладая колоссальным флотом и сетью, могут легко задавить локальных перевозчиков демпингом, а потом снова уйти, подорвав транспортный суверенитет.
Однако у возвращения есть и другая сторона. Эксперты предупреждают: изоляция от мировых лидеров контейнерных перевозок бьет по карману и экспортеров, и простых потребителей. Глобальная сеть таких компаний, как CMA CGM или MSC (которая, к слову, никогда полностью не уходила и показывает значительный рост выручки в РФ), покрывает сотни портов. Без них доставка грузов в Латинскую Америку, Африку или Юго-Восточную Азию становится в разы дороже и менее регулярной. Цена на доставку той же коробки бананов может взлететь вдвое.
Тем не менее, возвращение CMA CGM больше похоже на пробный шар, а не полномасштабное наступление. Компания действует осмотрительно, чтобы минимизировать риски. Она использует чужие мощности, работая через чартерные суда, и специальные схемы оформления документов – групповые коносаменты, – чтобы снизить санкционные риски для себя и клиентов. Важно понимать, что она будет обслуживать только разрешенные, несанкционные грузы, вроде продуктов питания или фармацевтики, что автоматически ограничивает ее потенциальную долю рынка.
Многие эксперты сходятся во мнении, что это возвращение — еще и четкий политический сигнал, признание того, что тотальный уход западных компаний не достиг своих целей, пока другие, вроде швейцарской MSC, продолжали работать.
При этом у российских перевозчиков есть важное тактическое преимущество — из-за приостановки налогового соглашения с Францией, CMA CGM будет терять 10% выручки в виде налога, что создаст естественный ценовой барьер.
