Новости отрасли

Почему тарифные войны не смогли остановить глобальную торговлю

11.12.2025
Изображение порт Дюссельдорф

Известия о конце глобализации оказались сильно преувеличены. Вместо резкого спада мы видим сдвиг потоков, диверсификацию маршрутов и умеренный, но стабильный рост. 

Несмотря на новости о все новых тарифных барьерах, мировая торговля демонстрирует завидную устойчивость. Специальный отчёт DHL и NYU Stern School of Business «DHL Global Connectedness Tracker», основанный на анализе больших массивов данных, даёт чёткий сигнал: глобальные цепи поставок не рушатся из-за роста пошлин, а адаптируются, и мир не спешит сворачивать глобализацию.

Хотя прогнозы роста мирового товарооборота на период 2025-2029 годов были немного скорректированы вниз — с 3,1% до 2,5% в год — сам факт продолжающегося роста говорит о многом. Главная причина в том, что мир давно не вращается вокруг одного рынка: на США приходится лишь 13% глобального импорта, и большинство стран не стали вводить ответные широкие ограничения. Это создаёт пространство для манёвра.

Практическая адаптация уже заметна в цифрах. После волны предтарифных закупок в США в начале 2025 года мировая торговля не рухнула, а стабилизировалась на уровнях выше прошлогодних. Китай, теряя долю на американском рынке, нарастил экспорт в страны АСЕАН, Африку и ЕС. Прогнозы для регионов, менее зависимых от США, таких как Южная Америка или Ближний Восток, даже были пересмотрены в сторону повышения. Показателен пример Польши, которая уверенно укрепляется в роли устойчивого европейского логистического хаба.

При этом, вопреки популярным ожиданиям, не наблюдается ни резкого раскола мира на изолированные блоки, ни усиления региональной торговли. Геополитические разломы, безусловно, есть (ослабевают связи США-Китай, Запад-Россия), но вся глобальная экономическая система пока не перестраивается по этим границам. Более того, среднее расстояние перевозки товаров в первой половине 2025 года достигло рекордных 5000 километров, а доля внутрирегиональной торговли, напротив, упала до минимума. Бизнес, хоть и с осторожностью в новых проектах, продолжает инвестировать через границы, не совершая массового исхода с международных рынков.

Таким образом, ключевой вывод для логистики и управления цепями поставок заключается не в панике, а в стратегической гибкости. Как отметил CEO DHL Express Джон Пирсон, «не стоит недооценивать креативность» участников рынка. Устойчивость обеспечивается не прочностью старых маршрутов, а способностью находить новые. Задача компаний сегодня — диверсифицировать риски, пересматривать карту поставок и инвестировать в технологии, которые позволяют управлять усложняющейся, но всё ещё глубоко взаимосвязанной глобальной системой. Глобализация, судя по данным, лишь меняет форму, но не отступает.