Новости отрасли
Метки RFID сегодня в моде
Модные бренды внедряют технологию радиочастотной идентификации. RFID помогает им бороться с контрафактом, управлять товарными запасами и заинтересовывать клиентов.
Мода циклична: то, что было в тренде, например, в девяностые, вдруг вновь обретает актуальное звучание в новой интерпретации. Так же произошло и с технологией радиочастотного распознавания. В семействе беспроводных технологий радиочастотная идентификация (RFID) – одна из самых старых, разработки шли в разных странах с первой половины прошлого столетия, а запатентована технология была в Великобритании в девяностые годы ХХ века. Зато в последние годы она нашла применение почти повсеместно – от оплаты проезда на транспорте до управления цепями поставок, и от дверных замков с ключами-чипами до систем контроля доступа на режимных объектах. Наконец и модная индустрия, которая раньше была в арьергарде новых технологий, неожиданно повернулась к ней лицом.
Метки RFID используются для цифрового хранения информации, доступ к которой осуществляется при помощи сканера, посылающего к чипу сигнал и получающего от него нужный ответ. Затем информация передается на компьютер.
Рис. Принцип действия RFID-системы
Ключевое преимущество по сравнению с теми же штрих-кодами – то, что метка RFID не обязательно должна быть в зоне прямой видимости сканера, поскольку радиосигнал с успехом проходит сквозь неметаллические предметы, а зона действия варьируется у разных типов систем от 10 см до 10 м. От более современных технологий, таких как NFC, системы радиочастотной идентификации выгодно отличаются сравнительной простотой конструкции антены и невысокой ценой.
Кроме того, RFID привлекает бренды своей многофункциональностью. В прошлом году дизайнер модной одежды Ребекка Минкофф стала использовать в своих бутиках для самостоятельной оплаты товаров покупателями RFID-метки и «умные прилавки», которые способны передавать информацию о товаре на iPad в зоне действия. Нельзя сказать, чтобы оплата товаров по такой системе происходила значительно быстрее, чем с привычным кассиром: покупателю все равно придется ждать, пока сотрудник магазина снимет RFID-метку с приобретения. Уйти, не сняв метку, тоже нельзя – сработает сигнализация. Зато в этом процессе присутствует элемент развлекательности, и у покупателя создается ощущение футуристичности, как будто будущее уже наступило. Справедливости ради отметим, что вариант самостоятельной оплаты товаров «от Ребекки Минкофф» еще далек от планов Amazon по созданию полностью автоматизированной бесконтактной системы оплаты за покупки «Just Walk Out Shopping», где вышел = купил.
Другой пример: итальянский бренд элитной одежды Монклер применил технологию RFID для борьбы с подделками. Начиная с весенне-летней коллекции 2016 года, компания вшивает в каждый предмет одежды RFID-метку, позволяющую через приложение или на сайте торговой марки убедиться в оригинальном происхождении товара и избежать покупки контрафакта. Эта опция особенно важна при покупке вещей бренда у посредников или в секонд-хенде.
По результатам отчета Организации Экономического Сотрудничества за 2016 год, масштабы мировой торговли контрафактной и пиратской продукцией оцениваются почти в 500 миллионов долларов ежегодно, так что эффект от внедрения таких технологий в модной индустрии трудно переоценить. Эксперименты в этой области в последние годы проводили модные марки Бенеттон и Сальваторе Феррагамо.
Zara, крупнейший в мире ритейлер «быстрой моды», использует RFID-технологию более традиционным способом – для учета и управления товарными запасами. Одежда снабжена метками, поэтому при совершении покупки автоматически создается дозаказ такой же позиции со склада. Кроме того, инвентаризация товаров с радиочастотными метками занимает в 8 раз меньше времени, чем сканирование штрих-кодов.
«Я не вижу другой технологии, которая бы пришла на замену RFID в ближайшее время», - основатель и редактор RFID Journal Марк Роберти
Как отмечает основатель и редактор RFID Journal Марк Роберти, с 2002 года технология стала менее дорогой и более эффективной. Её многофункциональность побуждает компании искать новые нестандартные применения радиочастотной идентификации для развития бизнеса. «Я не вижу другой технологии, которая бы пришла на замену RFID в ближайшее время», - цитирует эксперта SupplyChainDive. – «Ничто другое не сочетает способность считывать данные дистанционно вне прямой видимости. RFID совместно с роботизацией, анализом видеоданных и информации совершит переворот в производственном процессе, логистике и торговле».
По прогнозу исследовательской компании IDTechEx в 2017 году ритейлеры закупят порядка 9 миллиардов радиочастотных меток, большая часть из которых будет использоваться на складах и в торговых залах.