Новости отрасли

Диалектика «Платона»

01.11.2017
Изображение платон

Штраф за неоплату проезда в системе «Платон» увеличат вчетверо, взимание передадут Ространснадзору.

Правительство РФ одобрило законопроект об усилении ответственности владельцев тяжеловесного транспорта, согласно которому взимание штрафов за нарушение законодательства о взимании платы по системе «Платон» в счет возмещения вреда автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, будет передано из круга полномочий МВД в ведение Ространснадзора. По словам начальника ФКУ «Дороги России» Ивана Григоровича, передача полномочий по взиманию штрафов должна произойти с начала 2018 года.

Кроме того, в начале октября правительство одобрило проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) о повышении штрафа в системе «Платон» за однократное нарушение с 5 до 20 тысяч рублей, а также увеличение срока давности привлечения нарушителей к административной ответственности до шести месяцев.

Штраф за однократное нарушение повышается до 20 тысяч рублей, срок давности привлечения к ответственности продлевается до 6 месяцев. С 2018 года штрафы будет налагать Ространснадзор.

Это не первое изменение размера штрафных санкций по системе «Платон». Спустя месяц после ее введения, 15 декабря 2015 года, размер штрафа был многократно снижен по сравнению с исходными размерами – первоначально был установлен штраф в 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 450 тысяч рублей для юридических лиц.

Нынешнее увеличение размера штрафных санкций, как указано на сайте правительства, законодатели вводят с целью повысить ответственность водителей и собственников транспортных средств за соблюдение законодательства о движении по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, законодательства о внесении платы.

Нарушителями считаются владельцы большегрузных автомобилей, выезжающих на федеральные трассы без оформления маршрутной карты либо без включенного собственного бортового устройства, позволяющего производить списание платы в автоматическом режиме, а также следующие с отклонением от заявленного в карте маршрута. Нарушением также считается продолжение движения после исчерпания средств на счете в системе «Платон».

Напомним, система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, была введена на территории России с 15 ноября 2015 года и вызвала волну недовольства и протестов в среде автоперевозчиков. Тариф «Платона» с 15 апреля 2017 года составляет 1,9 руб./км.

Основными аргументами противников системы являются общее удорожание перевозок в связи с введением новых сборов, и связанное с этим повышение уровня инфляции, что негативно влияет на экономическую ситуацию и приводит к выдавливанию наименее защищенного малого и среднего бизнеса из сферы грузовых автоперевозок.

За истекшие два года игроки рынка по-разному адаптировалась к нововведению. Одни сменили парк транспортных средств на автомобили меньшей грузоподъемности, другие сконцентрировались на местных перевозках без выезда на федеральные трассы, третьи ушли в тень. Но часть участников рынка даже приветствует повышение штрафов, считая, что это поможет избавиться от недобросовестной конкуренции. Так, соучредитель некоммерческого партнерства «Объединение добросовестных участников рынка перевозок «Эверест» Павел Осеев еще в марте 2017 года на встрече с представителями правительства РФ заявил, что низкий размер штрафа (5 тысяч рублей за первоначальное и 10 тысяч рублей за повторное нарушение) не является достаточным стимулом для регистрации перевозчиков в системе «Платон»: многим по-прежнему выгоднее оплатить штраф.

Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов в своем комментарии для РБК отметил, что обсуждаемое повышение штрафов может очистить рынок от «серых» перевозчиков, но при этом может привести к удорожанию товаров, поскольку перевозчикам придется компенсировать затраты.

Разумным можно признать заявление Вице-премьера Аркадия Дворковича, который призвал вернуться к вопросу о повышении штрафов, когда контроль за большегрузами на дорогах станет полноценным, назвав срок – вторую половину 2017 года.

Однако действительно ли настолько улучшилась ситуация с контролем на дорогах за эти полгода? Большегрузные перевозчики жалуются на проблемы, напрямую не связанные с «Платоном», но значительно осложняющие перемещение грузов по автомагистралям. Так, президент общественной организации «Ассоциация «Грузавтотранс» Владимир Матягин указывает, что весогабаритный контроль в регионах зачастую проводится с нарушениями: грешит точность измерений, водитель не информируется о выявлении превышения нормативных показателей и впоследствии не может оспорить постановление о наложении штрафа в суде, на специализированных стоянках нет условий для устранения перегруза транспортного средства, не соблюдаются порядок и процедура эвакуации грузового транспорта.

Организация дорожной инфраструктуры также не способствует соблюдению буквы закона: для соседних участков одной дороги могут быть установлены разные весогабаритные ограничения, что создает благоприятную среду для злоупотреблений на местах.

Участники рынка говорят о массе нерешенных проблем, которые необходимо устранить, прежде чем вводить повышенные штрафные санкции. Проблему невозможно игнорировать – на текущий момент в системе «Платон» зарегистрировано более 915 тысяч большегрузных автотранспортных средств, регулярно осуществляющих перевозки по федеральным трассам.