Новости отрасли

В Китае верят в инфраструктурное чудо

19.04.2019
Изображение китайское чудо

Не поторопился ли Amazon с выходом с китайского логистического рынка?

В КНР планируется построить 150 логистических хабов до конца 2025 года, при этом 30 из них должны быть готовы уже в текущем году. Такой план был обнародован ведущим агентством экономического планирования совместно с Национальной комиссией по развитию и реформе КНР и Министерством транспорта КНР.

Новые логистические центры – приграничные хабы, речные и сухие сервисные, коммерческие и торговые порты, а также аэропорты – будут оснащены по последнему слову техники, с применением новейших технологий автоматизации, искусственного интеллекта, беспилотной техники, роботов и дронов для повышения эффективности логистических операций.

Хабы расположатся в 127 городах, уже обозначенных в программе. Сложность заключается в том, что основная часть этих локаций находится в глубине материковой части Китая, которая является значительно менее развитой, чем прибрежные районы.

С одной стороны, это единственно верное решение, учитывая чрезмерную загруженность международных портов и экономически развитых районов на побережье, плотность застройки и высокую стоимость квадратного метра и рабочей силы. С другой стороны, во внутренних регионах страны низко развита транспортная инфраструктура и коммуникации, ощущается нехватка квалифицированных кадров, а товаропроизводителей не так много, как на побережье, и потребуются огромные ресурсы для вывода этих регионов на должный уровень.

china rural

Фото: Pixabay

Проектируемая сеть логистических центров должна будет обеспечить необходимыми ресурсами бурно развивающийся сегмент китайской электронной коммерции, объем которой к 2022 году составит 1,8 млрд. долларов США по данным Forrester, а также придать ускорение цепям поставок товаров в Россию, Европу и на Ближний Восток авиационным и скоростным железнодорожным транспортом, отладить холодовые цепи и поставки свежих продуктов питания.

Правительственная риторика однозначна: китайский премьер-министр Ли Кецян заявил на заседании Госсовета в прошлом году, что «логистический сектор является стратегически важной основой развития рыночной экономики», отметив, что приоритетом будет являться снижение логистических издержек и повышение эффективности.

Логистический сектор в Китае пока растет в финансовом выражении: по состоянию на ноябрь 2018 года был зафиксирован рост 6,6% по сравнению с 2017 годом, но темпы роста в 2019 году существенно снизились. Целью же правительства является сокращение доли затрат на логистику в ВВП с 14,5% (показатель 2017 года) до 12%, и предполагается, что новая инфраструктурная сеть справится с этой задачей.

china city

Фото: Pixabay

По статистике на территории КНР зарегистрировано порядка 700 000 логистических фирм, однако сложно найти такие компании, что занимались бы логистикой комплексно и предоставляли бы услуги как внутри страны, так и на побережье. Это связано с государственным регулированием, и наверняка сыграло не последнюю роль в озвученном на днях решении Amazon уйти с китайского логистического рынка к июлю 2019 года. По имеющейся информации, Amazon вынужден отказаться от продажи товаров сторонних фирм на внутреннем рынке Китая, поскольку не имеет на нем конкурентных преимуществ. Политика «открытости» во многих сферах жизни и экономики КНР скорее декларируется, чем воплощается, и текущее состояние логистического сервиса в Китае не обеспечивает сквозной видимости цепей поставок и значительно затрудняет контроль прохождения груза.

Учитывая текущую ситуацию как в материально-техническом, так и в нормативно-правовом аспекте, Китаю будет необходимо очередное «чудо», чтобы реализовать такой грандиозный инфраструктурный проект в столь короткие сроки.