Новости отрасли

Бойкот Северному морскому пути: кто делает себе доброе имя на экологии?

08.11.2019
Изображение Северный морской путь

Против арктической навигации выступает ряд участников транспортного рынка от производителей до перевозчиков – «ради спасения природы».

Вскоре после того как Россия анонсировала открытие Северного морского пути для транспортировки грузов между Европой и Азией и провела тестовые перевозки, ряд товаропроизводителей и морских перевозчиков продемонстрировали нежелание им пользоваться, несмотря на то, что маршрут сокращает дальность перевозки на несколько тысяч километров.

При этом основной причиной отказа от СМП декларируется вовсе не экономическая нецелесообразность, а угроза экосистеме Арктики.

Первым в защиту экологии арктических морей высказался французский морской перевозчик CMA CGM, которого горячо поддержал президент Франции Эммануэль Макрон, призвавший в ходе саммита G7 вовсе отказаться от использования Северного морского пути для спасения мировой экологии, предотвращения глобального потепления и дальнейшего таяния ледников.

Тема получила развитие в конце октября, когда компания Nike совместно с экозащитниками Ocean Conservancy инициировала подписание корпоративного обязательства об отказе от арктического судоходства (Arctic Shipping Corporate Pledge). К обязательству на сегодняшний момент уже присоединились компании-производители и дистрибьюторы одежды Bestseller, Columbia, Gap Inc., H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., а также морские перевозчики CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company.

Подписанты обязуются ради спасения природы не использовать в цепях поставок арктические маршруты.

Казалось бы, благородная цель! Однако предлагаем посмотреть на ситуацию под другим углом.

В своем обращении противники арктической навигации подчеркивают, что на долю международного морского судоходства приходится 3% выделяемых в мире парниковых газов – такой же углеродный след оставляет целая страна масштаба Японии или Германии.

Тем временем индустрия «быстрой моды» (fast fashion), к которой относится основная часть подписантов, несет ответственность за 10% мировой эмиссии парниковых газов. Эксплуатируя идеологию потребления и погони за трендами, производители шьют горы невостребованной одежды. На ее производство, транспортировку, хранение и последующее уничтожение тратится столько же энергии, сколько потребляет мировая авиация и судоходство вместе взятые. По данным ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), каждую секунду в мире утилизируется целый мусоровоз абсолютно новых, но вышедших из моды текстильных изделий.

На этом фоне выступление брендов «быстрой моды» за охрану экологии Арктики кажется отвлекающим маневром.

В то же время, морские перевозчики находятся под прессингом новых экологических требований Международной морской организации (IMO), требующей перехода с 1 января 2020 года на топливо с пониженным содержанием серы. Более экологичное топливо обойдется морским перевозчикам на 50% дороже, и они уже сейчас вынуждены объявить о введении новых топливных надбавок для клиентов, величина которых не разглашается.  

Вполне возможно, что перевозчики, подписавшие коллективное обязательство, решили разыграть экологическую карту и компенсировать репутационные потери как раз в тот момент, когда им предстоит повысить стоимость услуг.

К слову, сейчас отказ от использования СМП и не выглядит геройством: маршрут еще не обкатан, и даже успешная тестовая перевозка Moller-Maersk не помогла доказать экономическую целесообразность его использования: пилотная доставка дальневосточной замороженной рыбы и корейской электроники хотя и заняла на 10 суток меньше по сравнению с альтернативным путем через Суэцкий канал, но происходила в сопровождении атомных ледоколов – это сложно назвать экономичным решением. Кроме того, пока существуют ограничения на размер контейнеровозов, способных пройти по арктическому маршруту.

Тем не менее, СМП хорошо подходит для транспортировки нефти и газа судами ледового класса, что подтверждают факты двух последних лет. Россия успешно экспортирует по арктическому маршруту нефть Новопортовского месторождения, а также сжиженный природный газ – в Европу и Китай.

При этом Россия настроена на развитие маршрута и обеспечение по нему круглогодичной навигации.

Сможет ли бизнес удержаться от соблазна сократить топливные расходы и время в пути, если СМП со временем все же войдет в число регулярных морских маршрутов?