Новости отрасли

Российский рынок онлайн-продаж FMCG бьет рекорды

07.02.2020
Изображение онлайн-торговля FMCG

Аналитическое агентство Nielsen – о развитии интернет-торговли товарами повседневного спроса и влиянии запуска доставки заказов на объем продаж ритейлеров.

Мировое аналитическое агентство Nielsen на днях опубликовало поправки к собственному прогнозу роста онлайн-рынка продуктов питания и напитков, увеличив его почти в полтора раза – со 100 млрд. до 143 млрд. долларов США, при этом утверждается, что интернет-заказы составят 30% от общего объема продаж этого товарного сегмента.

В то же время, российское отделение агентства Nielsen выпустило аналитику по ситуации на отечественном рынке онлайн-продаж товарами повседневного спроса (FMCG) – и судя по результатам исследований, Россия опережает мировой тренд.

Россияне все активнее переключаются на шопинг в интернете, сегодня уже 90% онлайн-потребителей в стране совершали по меньшей мере одну покупку за последние несколько лет. Объем рынка интернет-торговли FMCG в России, по данным Nielsen, на ноябрь 2019 года превысил отметку в 27,7 млрд рублей. Пусть в абсолютных значениях это не много, но почти вдвое больше, чем годом ранее. К концу года разрыв увеличился до 65%. В то же время рост офлайн-сегмента оказался на уровне 4%.

Интересен пример ритейлера Х5, запустившего онлайн-продажи с доставкой совместно с сервисом IGoods, благодаря чему выручка увеличилась на 30%, при этом офлайн-продажи снизились незначительно. Он показывает, что качественная быстрая доставка повышает привлекательность магазина и в конечном итоге увеличивает продажи. Кроме того, средний чек онлайн-покупки оказывается выше, нежели физической точки продаж – также во многом благодаря возможностям доставки, считают в Nielson Россия.

«Интернет-торговля товарами повседневного спроса — перспективный канал со своими особенностями: здесь потребители выбирают товары и совершают покупки иначе чем офлайн, готовы платить больше, активнее реагируют на персонализированные предложения, ожидают всё большей скорости доставки», — комментирует Александр Шуркаев, глава направления измерений в онлайн-торговле Nielsen Россия.

Что касается скорости доставки, то многие компании уже приблизились к минимальному значению – 40 и даже 15 минут, и по всей видимости дальнейшее развитие в этом направлении будет нацелено на применение новых технологических решений, стабильно обеспечивающих этот временной минимум.

Однако не все товарные категории показывают равномерный рост в сегменте интернет-торговли, и самая проблематичная группа товаров для онлайн – категория фреш и товары, требующие особых условий хранения и транспортировки, и это одна из проблем, которая потребует решения в будущем.

Перспективной моделью дальнейшего развития доставки «последней мили» аналитики Nielsen считают так называемые «дарк-сторы» – склады, организованные по принципу супермаркета, но без покупателей. Они предназначены для быстрого и эффективного фулфилмента – сборки заказа для последующей доставки покупателю.

Еще одним направлением в Nielsen называют безлюдные технологии доставки – использование в средне- и долгосрочной перспективе разных видов беспилотного транспорта.

А в качестве драйверов роста сегмента электронной коммерции в сфере FMCG, помимо удобной доставки, будут выступать виртуальная и дополненная реальность при выборе товаров, а также максимальная персонализация торговых предложений для клиентов.