Новости отрасли

Что нового? Июнь 2022

30.06.2022
Изображение Силуэты портовых кранов

Запрет транзита в Калининградскую область через Литву; Совкомфлот застраховал свои суда у российских страховщиков; в Приморье построят новый транспортно-логистический центр; подготовлена семилетняя комплексная программа развития авиатранспорта РФ; российские ученые разработали экономичные аккумуляторы для электромобилей; создатели тяжелого дрона «Аладдин» привлекают финансирование для полетных испытаний.

 

Запрет транзита в Калининградскую область через Литву

18 июня Литовские железные дороги прекратили транзитные перевозки между Калининградской областью и остальной частью РФ большого перечня санкционных грузов, включая продукцию металлургии, удобрения, лес, стеклотару, цемент, установки для сжижения природного газа, а также чистопородных лошадей, сигар, парфюмерии и др.

Литва пошла на этот шаг вопреки тому, что перевозки по этому маршруту не подпадают под санкции: они не являются импортно-экспортными, а осуществляются между территориями РФ, что разъясняется подготовленным позднее документом Европейской Комиссии.

Пока перевозки не возобновлены, сообщение между частями РФ осуществляется морским путем. По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, паромный комплекс региона справится с нагрузкой. Кроме того, на днях перевозочные мощности пополнились сухогрузом «Холмогоры», который будет ходить из порта Бронка в Санкт-Петербурге в Калининград дополнительно к четырем судам паромной линии между портом Усть-Луга в Ленинградской области и Балтийском в Калининградской области.

Тем не менее, ограничения могут повысить стоимость доставки товаров из Калининграда в другие регионы РФ.  По оценкам президента Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрея Романова, если Литва не отменит запрет сухопутного транзита, увеличение стоимости грузоперевозок может составить порядка 50-100%.

Совкомфлот застраховал свои суда у российских страховщиков

Совкомфлот решил проблемы страхования после того, как западные компании отозвали страховое покрытие судов в мае 2022 года после внесения российского морского перевозчика в санкционный список. Об этом заявил глава Совкомфлота Игорь Тонковидов 18 июня 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). По его словам, Совкомфлот застраховал все свои грузовые суда у российских страховщиков. Объем страхового покрытия соответствует требованиям международных конвенций, все страховые сертификаты имеются на борту каждого судна.

Помимо этого, до мая 2022 года были урегулированы расчеты по кредитным обременениям, что предотвратило угрозы коммерческого ареста судов в иностранных портах. На данный момент компания технически соответствует всем правилам международной торговли, нет никаких ограничений для заходов в порты других стран, практически весь флот компании полностью задействован в перевозках углеводородов, суда выгружаются в различных регионах мира.

По оценкам западных страховых экспертов, действующих страховых сертификатов достаточно для обеспечения международных перевозок судами Совкомфлота, пишет Wall Street Journal.

В Приморье построят новый транспортно-логистический центр

Проект транспортно-логистического центра «Приморский» будет реализован в рамках ведомственного проекта «Формирование сети транспортно-логистических центров» на территории опережающего развития «Михайловский» в Уссурийском городском округе Приморского края. Соглашение об этом было подписано в ходе ПМЭФ.

Пропускная способность нового ТЛЦ составит около 300 тыс. TEU в год. На площади в 203 га будут размещаться 9 железнодорожных путей, зона таможенного контроля и складской терминал. Строительство планируется завершить в 2024 году.

В качестве цели проекта заявлено снижение логистических издержек, повышение скорости и надёжности доставки грузов, повышение качества логистических услуг, реализация экспортного и транзитного потенциала, обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории опережающего развития «Михайловский» Приморского края.

Подготовлена семилетняя комплексная программа развития авиатранспорта РФ

Авиационная отрасль России должна не только преодолеть текущие сложности, но и получить новый импульс для развития, считают в правительстве. Кабинет министров по поручению президента РФ разработал и утвердил комплексную программу развития авиатранспорта РФ на ближайшие 7 лет.

По словам премьер-министра Михаила Мишустина, на создание необходимой эффективной инфраструктуры в отрасли за этот период планируется направить 770 млрд рублей. Более 150 млрд из них будут выделены до конца текущего года на обеспечение авиаперевозок.

Курировать выполнение комплексной программы будет первый вице-премьер Андрей Белоусов, а в части авиастроения – вице-премьер Юрий Борисов.

Российские ученые разработали экономичные аккумуляторы для электромобилей

Специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) и российской компании ENV разработали тяговую аккумуляторную батарею для электротранспорта, которая будет почти на треть дешевле импортируемых устройств. Такой эффект достигается за счет усовершенствованного электрохимического дизайна литий-ионных ячеек и размещения производства в РФ.

Емкость новой батареи в зависимости от типа и модели электромобиля может до 68% превосходить показатели стандартных аккумуляторов. Одного цикла заряда хватает на 250–290 км пути, а сам аккумулятор рассчитан на 7 тыс. циклов. По словам разработчиков, при эксплуатации электробуса с таким аккумулятором в течение 12–16 часов ежедневно, замена тяговой батареи понадобится не ранее, чем через 4 года. При этом устройство может проводить самодиагностику – анализировать температуру, силу тока и напряжение в ячейках. Оно также оснащено защитой от замыкания и глубокого разряда.

Создатели тяжелого дрона «Аладдин» привлекают финансирование для полетных испытаний

Инженеры компании «Аэрокосмическая экосистема» создали воздушный беспилотный грузовик «Аладдин» для перевозки людей и грузов грузоподъемностью 250 кг полезной нагрузки с дальностью полета 150 км.

Соинвесторами разработки выступили генконструктор проекта – директор компании «Аэрокосмическая экосистема» и заведующий лабораторией аэрокосмических систем МГУ Алексей Алтухов, а также компания «НВ-АСУпроект» и топ-менеджер Совкомфлота Александр Кашкин.

По словам Алексея Алтухова, на данный момент в проект инвестировано около 22 млн.рублей, сейчас ведется поиск инвесторов для последующих раундов финансирования. На этап активного тестирования полетов пяти прототипов, которые компания разрабатывает в военном и гражданском направлениях, требуется порядка 50 млн рублей. А для серийного производства нужно несколько сотен миллионов рублей, сообщил Алтухов.

По информации ряда СМИ, интерес к разработке проявляют Минобороны, Почта России, «Сбер» и АО «Прогресс» (производитель детского питания «Фрутоняня»).

Несмотря на привлекательную экономическую сторону эксплуатации – разработчики «Аладдина» обещают стоимость 35 рублей за доставку 1 кг на 1 км – внедрение тяжелых воздушных беспилотников тормозится отсутствием юридической базы и пока является незаконным во всем мире.