Новости отрасли

Tesla держит курс на Индию

17.08.2023
Изображение Индийский

Что препятствует масштабному производству электромобилей на индийской территории?

Разговоры о том, что в Индии будет построена гигафабрика Tesla, велись на протяжении 3 лет и получили новый импульс после недавней встречи Илона Маска с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Нью-Йорке. В ходе этих переговоров Маск пообещал прийти в Индию насколько возможно скоро, однако, как выяснилось, организовать производство электромобилей в Индии не так просто, как казалось изначально.

Производственный хаб Tesla в Китае – Giga Shanghai – в настоящий момент является крупнейшим и наиболее эффективным заводом компании. Тем не менее, содержание основного производства в Китае в последние годы стало довольно щекотливой темой, и Tesla, как и другие мировые производители, ищут альтернативы. Индия прекрасно подходит для этой роли.

По информации СМИ, принципиальная политическая договоренность о строительстве индийской фабрики уже достигнута, стороны обсуждают детали. Индийская пресса уже растиражировала информацию о модели электромобиля, который будет производиться на будущем заводе – речь идет о компакт-каре стоимостью 24 тыс. долларов США. Ожидаемый объем производства оценивается в 500 тыс. единиц в год.

Также известно, что компания Panasonic, ключевой поставщик Tesla, также в настоящий момент ведет с индийским правительством переговоры об условиях организации местного производства автомобильных аккумуляторов.

Более того, в Индии нет недостатка в квалифицированной и недорогой рабочей силе, что также делает страну привлекательной для размещения производства.

И все бы хорошо, но в Индии абсолютно отсутствует какая бы то ни было инфраструктура для зарядки электромобилей, самих электромобилей тоже практически нет, как не существует и цепей поставок соответствующих компонентов и материалов. Создание их «с нуля» потребует значительных ресурсов, и не только материальных.

Как известно, сырьем и компонентами компанию Tesla обеспечивают китайские поставщики, которым будет значительно труднее зайти в соседнюю Индию, нежели даже в отдаленную Мексику. Китай и Индия рассматривают друг друга как конкурирующие экономики, между ними уже возникали определенные трения. Китай не приветствует создание «дочек» зарубежных компаний без своего участия (Tesla стала первым исключением). Похожей политики придерживается и Индия, по крайней мере в отношении китайского бизнеса.

Известно, что этот вопрос обсуждался в ходе переговоров руководства Tesla и правительственных структур в Нью-Дели. Индийские власти рекомендовали производителю электромобилей последовать примеру Apple: компании удалось быстро создать цепи поставок для своего производства в Индии, убедив своих китайских поставщиков создать совместные предприятия с индийскими коллегами.

Очевидно, что если Tesla хочет сохранить отношения с китайскими поставщиками на территории Индии, ей придется применить определенные навыки дипломатии.