Новости отрасли

Энергия в движении: изменит ли инновационная система зарядки будущее электромобилей?

12.04.2024
Изображение Зарядная полоса дороги

В израильском стартапе придумали, как извлечь пользу из простоев электрогрузовиков в очередях на погрузку и выгрузку.

Израильский стартап Electreon прорабатывает идею оборудовать участки дорог, прилегающие к терминалам и портам, для подзарядки транспортных средств во время движения. Таким образом разработчики надеются извлечь пользу из простоев электрических грузовиков в очередях на погрузку и выгрузку.

Сама по себе концепция «подзарядки на ходу» не нова: более десятилетия эксперименты с технологиями зарядки электрических транспортных средств во время движения проводились по всему миру. Использовались два основных типа технологий электрозарядки во время движения – динамическая и индуктивная.

Индуктивную зарядку впервые применили для электробусов в Южной Корее в 2013 году. Сегменты, состоящие из катушек, заглубленных в дорогу, создают магнитное поле, передающее энергию приемнику на днище электромобиля, который заряжает аккумулятор и приводит транспортное средство в движение. Швеция и Италия также внедряют системы индуктивной зарядки, тестирование зарядных полос на автомагистралях проводится в Великобритании. Такие системы обеспечивают эффективную зарядку во время движения, без физического контакта между автомобилем и дорожной инфраструктурой. В рамках национальной программы по сокращению выброса углеводорода на 70% к 2030 году в Швеции предполагается масштабирование системы «подзарядки на ходу» на дорожную сеть протяженностью порядка 20 тыс. км.

Систему динамической зарядки представил в 2019 году в Норвегии проект «ElectriCity». На двухкилометровом участке дороги под Осло электромобили на ходу получают электричество контактным способом: от проводящих плит дорожного покрытия, соединенных с электрической сетью, при помощи подвижного контакта под днищем автомобиля, который передает энергию на аккумулятор. 

Компания Electreon использует технологию Smart Road для индуктивной бесконтактной зарядки электромобилей. Она уже протестировала свою разработку на электробусах в североамериканском Детройте, выиграла тендер в Норвегии на развёртывание беспроводных электрических дорожных систем для автобусов, грузовиков и такси, заключила договоры о сотрудничестве с муниципалитетом Тель-Авива и крупнейшей финской инфраструктурной компанией.

Сможет ли концепция зарядки в движении решить проблемы, связанные с запасом хода и дальними поездками на электромобилях? Ответ не так очевиден.

С одной стороны, мы избавляемся от ограничения запаса хода электрогрузовиков: при нынешнем развитии технологий увеличение емкости аккумуляторов неэффективно, так как одновременно приводит к увеличению массы транспортного средства и расхода энергии на приведение его в движение. Кроме того, интеграция смарт-технологий в дорожную инфраструктуру может улучшить мониторинг условий движения в реальном времени и оптимизировать управление трафиком.

С другой стороны, оснащение дорог оборудованием для подзарядки транспортных средств в движении – крайне дорогостоящая и трудозатратная программа. Значительных ресурсов потребует и адаптация транспортных средств к новой технологии, а также обеспечение долговечности системы и ее функционирования при различных погодных условиях. Тем не менее, за направлениями развития технологии стоит внимательно понаблюдать.