Новости отрасли

Как санкции сделали логистику нефти сложнее, а цены — ниже

12.09.2025
Изображение Индия санкции нефть

Новые пошлины США против Индии обернулись бумерангом: вместо сокращения закупок российского сырья Нью-Дели получил его еще дешевле.

Этот парадокс — результат работы высокоорганизованного «теневого» рынка, где логистические схемы побеждают политическую волю. Что это значит для игроков рынка?

Казалось бы, логика Вашингтона была железной: введи заградительные 50%-ные пошлины на индийские товары — и Нью-Дели, опасаясь экономических потерь, тут же откажется от закупок российской нефти. Однако на практике эта мера не просто провалилась, а привела к результату, прямо противоположному ожидаемому. Вместо отказа от российских поставок Индия, после краткосрочной паузы, вернулась к ним, получив от Москвы еще более выгодные условия. В итоге цена на российскую нефть Urals для индийских НПЗ не выросла, а даже снизилась.

Этот казус стал возможен вопреки политическому решению и благодаря работе сложного и высокоадаптивного логистического механизма — глобального рынка санкционных энергоносителей. Он превратился из хаотичной теневой зоны в отлаженную систему с собственными правилами и инфраструктурой. Ключевую роль в ней играет логистика, а именно — так называемый «теневой флот». С момента введения ограничений против России его размер вырос вчетверо. Эта инфраструктура с запутанными схемами собственности и страхования действует по своим законам, мгновенно реагируя на любые изменения в регулировании.

Кейс с Индией наглядно показал, что развитые логистические цепочки способны нивелировать даже мощное политическое давление. Давление на один канал (Индия) было мгновенно компенсировано перенаправлением потоков через других игроков (Китай) и оперативной корректировкой цен со стороны поставщика. Гибкость и способность к быстрой перенастройке стали критически важным конкурентным преимуществом.

В целом, работа в условиях санкций подразумевает работу с повышенными рисками: юридическими, страховыми, операционными. «Теневой» флот — это ответ на эти риски, но и он требует уникальных компетенций. Для логистических компаний это открывает нишу для высокомаржинальных услуг по организации сложных перевозок, требующих глубокой экспертизы в области комплаенс и управления рисками.

Провалившаяся попытка США силовыми методами изменить поведение Индии — урок для всего логистического сообщества. Он доказывает, что сложность и гибкость логистических схем уже могут противостоять политической воле отдельных стран. В новой реальности успех ждет тех, кто инвестирует не только в традиционную оптимизацию, но и в создание отказоустойчивых, гибких и геополитически осознанных цепей поставок, способных адаптироваться к любым, даже самым непредсказуемым, изменениям правил игры.