Новости отрасли

Дроны: БЛА-БЛА-БЛА или покорение мира?

13.06.2017
Картинка дроны

О некоторых перспективах использования Беспилотных Летательных Аппаратов (БЛА, или БПЛА).

Как известно, повсеместное внедрение БЛА тормозит неразрешенная проблема их безопасной навигации и отсутствие соответствующей законодательной базы.

В настоящее время использование беспилотных летательных аппаратов в сфере перемещения легких компактных товаров уже разрешено законодательствами некоторых государств, и этот факт выявляет широкие перспективы использования БЛА, например, в медицинской логистике, для оперативной доставки медпрепаратов и оказания первой помощи. Год назад беспилотный летательный аппарат осуществил доставку медикаментов и других медицинских товаров в сельскую клинику в Западной Виржинии. Традиционная автомобильная доставка потратила бы на преодоление 56-километрового расстояния по проселочной дороге порядка полутора часов. Дрон компании Flirtey справился с заданием за 9 минут, полет координировался NASA. В сентябре прошлого года аппарат UPS доставил пациенту ингалятор на остров близ Бостона. Благодаря этому многие эксперты в США сходятся во мнении, что медицинская логистика в скором времени станет одной из первых сфер внедрения БЛА.

Помимо медицины немало сфер повседневной жизни могут выиграть благодаря внедрению дронов. Так, законодательство не запрещает их использование в закрытых помещениях, например, на складах логистических операторов, где они могут выполнять различные функции в рамках автоматизации процессов. В частности, использование БЛА для сканирования товарных штрих-кодов при проведении инвентаризации значительно сокращает время на выполнение операций, при этом снимается проблема труднодоступности мест хранения. В компании DroneScan подсчитали, что их 800-граммовые дроны, оборудованные сканерами, за два дня проведут инвентаризацию такого количества товаров, на которое у бригады из 80 человек, оснащенной автопогрузчиками и ручными сканерами, уйдет три дня.

На прошлой неделе компания Wal-Mart в США получила патент на использование дронов на территории своих торговых центров для перемещения товаров между отделами магазина. Приземляться при этом БЛА должны на специально отведенных парковочных площадках для передачи товаров сотрудникам торгового центра или покупателям.

Также в ближайшем будущем вполне вероятно разрешение на курсирование дронов между звеньями логистической цепи, расположенными в непосредственной близости друг от друга, а также для инспектирования объектов инфраструктуры, например, железнодорожных линий и телекоммуникационных вышек. Так, после землетрясения в Непале весной 2015 года дроны использовались для оценки масштабов бедствия и поиска пострадавших. Кроме того, с их помощью налаживалась временная телекоммуникация при выходе из строя основных каналов связи и обеспечивалась связанность данных.

Однако дроны – это не только аппараты-малютки, способные переносить на себе камеру, передатчик или килограмм срочного груза. В китайской провинции Шаньси, у истоков Великого Шелкового пути, интернет-магазин JD, конкурент всемирно известного Alibaba, планирует устроить испытательный полигон грузовых беспилотных летательных аппаратов. Летающие тяжеловесы будут обладать грузоподъемностью свыше 1 тонны и обеспечивать оперативную и экономичную доставку товаров и продуктов питания в отдаленные и труднодоступные районы страны, а в перспективе – также и вывоз оттуда сельскохозяйственной продукции.

Пример JD вдохновил и российских разработчиков из Efficient Energy Systems. На научно-производственной базе в Челябинске они конструируют средние и тяжелые мультикоптеры, заменив в них тяжелые аккумуляторные батареи гибридными энергоустановками собственной разработки.

Проектирование аппаратов высокой грузоподъемности продлится еще несколько лет, и возможно, к этому времени в мире будут улажены основные вопросы законодательства, связанные с использованием БЛА, и приняты соответствующие регулирующие нормы.

По экспертным оценкам, вскоре дроны станут привычной частью нашей жизни, их количество к 2021 году увеличится с нынешних 42 тыс. единиц до 442 тысяч, а то и 1,6 млн. единиц. При этом в области доставки будет задействованы только 1% их общего количества. В PwC подсчитали, что объем рынка услуг БЛА составит к 2020 году 127 млрд.долларов США.