Новости отрасли

Трудности гуманитарной логистики

10.02.2023
Изображение Разрушенная дорога

Какие факторы осложняют поставки гуманитарной помощи жертвам землетрясения в Турции и Сирии 2023 года.

Гуманитарная логистика – процесс обеспечения необходимыми товарами и материалами регионов и их жителей, пострадавших во время стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций. И как процесс, происходящий в условиях неопределенности, цейтнота и высоких рисков, гуманитарная логистика сопряжена со многими вызовами и осложняющими факторами. Такие факторы действуют и после катастрофического землетрясения на юго-востоке Турции и в северо-восточных регионах Сирии, где три серии подземных толчков магнитудой от 7,7 до 5,3 баллов принесли масштабные разрушения и унесли жизни более 20 тысяч людей.

  • Условно разделим эти осложняющие факторы на группы, первая из которых – природные.

Землетрясение сопровождалось резким ухудшением погодных условий. В затронутых стихийным бедствием районах усилился ветер, температура упала ниже нуля, началась метель – это нехарактерная погода для региона, которая затруднила и эвакуацию жителей, и спасательные работы, и доставку гуманитарных грузов.

Другими негативными факторами оказались подъем уровня моря в районе города Искендеруна в турецкой провинции Хатай с затоплением прибрежной зоны, а также непрекращающиеся афтершоки – подземные толчки меньшей мощности, которые, тем не менее, могут довершить разрушение уцелевших сооружений.

  • Другая значительная группа факторов, осложняющих гуманитарную логистику – инфраструктурные.

К ним отнесем нарушения объектов транспортно-логистической и промышленной инфраструктуры.

В результате землетрясения пострадали автодороги и мосты, на многих трассах разрушено асфальтовое покрытие, и проезд в зоны бедствия возможен только на специальной технике. Многие дороги требуют расчистки и ремонта.

Светофоры отключились сразу после первых подземных толчков, и на перекрестках возникли пробки, затрудняющие проезд спасательных команд и подвоз гуманитарных грузов.

В турецкой провинции Кахраманмараш недалеко от эпицентров землетрясений S-образно изогнулись рельсы железной дороги.

Порт Искендерун во время землетрясения остановил работу. Там обрушился причал и загорелись контейнеры с грузом. Пожар потушили лишь спустя два дня, огонь повредил не менее 1,5 тысячи контейнеров.

По мнению Алексея Липатова из АСЕХ, повреждения в турецком порту Искендерун в ходе землетрясения приведут к задержкам доставки грузов в Новороссийск, поскольку суда будут перенаправлены в ближайшие порты – Мерсин, Измир, Стамбул, которые и так сильно загружены, пишет «РГ».

По данным турецкого ведомства, совокупный грузооборот порта по итогам 2022 года составил 67,6 млн тонн грузов. Импортные грузы идут в основном из России, США и Египта. На экспорт – в Италию, США и Испанию.

Карен Степаньян из Совфрахта полагает, что ущерб от пожара и повреждений портовой инфраструктуры и грузов составит более миллиарда долларов, сообщает BFM.RU.

По данным телеканала CNN Türk, в аэропорте в провинции Хатай на юго-востоке Турции полностью разрушена взлетно-посадочная полоса. Также прекратили обслуживание рейсов воздушные порты Кахраманмараша и Газиантепа. В аэропортах Анкары и Антальи изменений в расписаниях нет.

По прогнозу Everstream Analytics, занимающейся оценкой логистических рисков, задержки неминуемо коснутся пассажирских рейсов и обработки авиационных грузов в действующих аэропортах в Стамбуле и Адане, поскольку аэропортовые службы организовывают прием и обработку экстренных рейсов с оборудованием и спасателями для ликвидации последствий землетрясения.

Кроме того, аэропорты в районах стихийных бедствий зачастую бывают перегружены стихийно собранной гуманитарной помощью от различных организаций, которую направляли без предварительных договоренностей с принимающей стороной. Отсутствие эффективной координации гуманитарных усилий негативно сказывается на логистике и тормозит доставку помощи пострадавшим.

Землетрясение серьезно повредило внутреннюю энергетическую инфраструктуру Турции: локальные газопроводы, нефтепроводы и линии электропередач. Была остановлена прокачка нефти из Иракского Курдистана. В Сирии остановлен нефтеперерабатывающий завод в Баниасе и повреждено газохранилище в Алеппо.

Магистральные газопроводы в Европу через Турцию из Азербайджана (TANAP) и России ("Турецкий поток") проходят севернее эпицентра землетрясения и не пострадали в результате подземных толчков.

  • Еще одна немаловажная группа – политические факторы.

Трагические события в наибольшей степени затронули два государства. Одно – член НАТО, другое – объект западных санкций и арена вооруженного конфликта. Это объясняет существенную разницу в логистических возможностях направления гуманитарной помощи в пострадавшие регионы.

Так, Турции уже в первые часы после трагедии оказали помощь 45 стран, включая США, Великобританию и ЕС.

На помощь Сирии пришли лишь 12: Ирак, ОАЭ, Иран, Алжир, Россия, Белоруссия, Египет, Пакистан, Армения, Оман, Куба, Венесуэла. Планируют выделить гуманитарную помощь Китай, Казахстан, Израиль.

Страны ЕС из-за санкций не могут напрямую поставить в Сирию гуманитарную помощь, и поэтому некоторые из них выражают намерение действовать через международные организации, но и здесь есть определенные препятствия. Несмотря на то, что между Сирией и соседними государствами действует режим упрощенной доставки гуманитарных и медицинских грузов, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца подчеркивают, что санкции против Сирии значительно затрудняют оказание гуманитарной помощи жертвам землетрясения – осложняют логистику, удлиняют сроки и увеличивают стоимость.

Известно, что Евродепутаты от Коммунистической партии Греции потребовали немедленной отмены эмбарго в отношении Сирии и беспрепятственных поставок гуманитарной помощи населению страны.

Согласно оценке международного рейтингового агентства Fitch, ущерб от землетрясения в Турции и Сирии может превысить 4 миллиарда долларов. «Страховые убытки трудно оценить, поскольку ситуация развивается, но они, вероятно, превысят два миллиарда долларов США и могут достичь четырех миллиардов долларов или более. Однако застрахованные убытки могут быть намного ниже, возможно, около одного миллиарда долларов, из-за низкого страхового покрытия в пострадавших регионах», – говорится на сайте агентства.