Новости отрасли

Что нового? Сентябрь 2025

29.09.2025
Изображение Сентябрь 2025 диджитал
  • В Иркутской области протестируют цифровой двойник моста; 
  • «Платон» стал умнее: новые правила с 1 сентября; 
  • Китай и Россия запустят беспилотный коридор через Забайкалье; 
  • Российская промзона у Суэца: 49 лет преференций; 
  • «Ласточка» с автономностью 4-го уровня вышла на тесты в Москве; 
  • В сентябре таможенный кризис обострился и на востоке, и на западе.

В Иркутской области протестируют цифровой двойник моста

Ученые ИрГУПС создали первый в России цифровой двойник моста — систему, которая в реальном времени отслеживает состояние конструкции и прогнозирует поломки.

Технология уже запатентована и будет тестироваться на мостах через реки Олха и Ушаковку в Иркутской области.

Что умеет система:

  • Анализирует данные с датчиков
  • Выявляет дефекты
  • Рассчитывает остаточный ресурс
  • Прогнозирует аварии

Это позволит отказаться от дорогостоящих и не всегда репрезентативных ручных обследований. Следующий этап — внедрение на мосту через Лену в Усть-Куте.

Разработка станет частью масштабной программы по цифровизации транспортной инфраструктуры региона.

«Платон» стал умнее: новые правила с 1 сентября

Система взимания платы с большегрузов перешла на автоматическую реконструкцию маршрутов. Если спутниковый сигнал потеряется, маршрут построят по данным камер фиксации.

Что изменилось:

  • Срок обработки данных вырос с 1 часа до 48 часов
  • Минимальная сумма для списания снижена со 150 до 110 рублей
  • Маршруты теперь строятся преимущественно по федеральным трассам
  • Владельцы получают уведомление в личном кабинете перед списанием

Перевозчики опасаются некорректных расчетов на сложных участках трасс, где есть «перехлестные участки» платных и бесплатных дорог. Система продолжает совершенствоваться, но вопросы к точности расчетов остаются.

Китай и Россия запустят беспилотный коридор через Забайкалье

К 2030 году на границе появится первый автоматизированный пункт пропуска для беспилотных грузовиков. Проект свяжет российский Староцурухайтуй и китайский Хэйшаньтоу.

Детали проекта:

  • Инвестиции 22 млрд руб (поровну с обеих сторон)
  • Протяженность беспилотного участка - 5 км
  • Пропускная способность до 10 млн тонн в год
  • Полностью автоматизированные терминалы с роботами-погрузчиками

Это создаст принципиально новую логистику между странами - без водителей и с круглосуточным режимом работы. Первый в истории двусторонний беспилотный коридор может увеличить грузооборот до 20 млн тонн.

Российская промзона у Суэца: 49 лет преференций

Российские компании получили уникальные условия для работы в промышленной зоне у Суэцкого канала. Налоговые и таможенные преференции закреплены на 49 лет.

Ключевые преимущества:

  • Беспошлинная торговля с 70+ странами
  • Идеальная логистика: трасса Суэц-Хургада и ж/д пути
  • Фокус на машиностроение, химию и фармацевтику
  • Упрощенный доступ на рынки Африки

Первые производства могут запуститься до 2030 года. Проект станет стратегическим хабом для выхода на рынки Глобального Юга.

«Ласточка» с автономностью 4-го уровня вышла на тесты в Москве

На Московском центральном кольце прошли испытания первого в России поезда с уровнем автономности GoA4. Это означает полное беспилотное управление — от запуска до реагирования на экстренные ситуации.

Особенности системы:

  • Использует техническое зрение и ИИ
  • Распознает сложные препятствия (например, человека с коляской)
  • Накоплен опыт 120+ тыс. км с 3-м уровнем автономности
  • Отечественная разработка НИИАС

Технология повышает безопасность, превосходя человеческую реакцию при обнаружении препятствий на больших дистанциях. 

в сентябре таможенный кризис обострился и на востоке, и на западе

Минтранс России анонсировал «дорожную карту» по сокращению времени таможенного досмотра с 38 до 10 минут. Пилотный проект уже тестируется на границе с Азербайджаном, но массовое внедрение запланировано только к 2030 году.

Буквально на следующий день Польша объявила о закрытии границы с Беларусью на неопределенный срок. На пунктах пропуска образовались многокилометровые заторы из желающих успеть пересечь границу до закрытия.

Параллельно на границе России с Казахстаном скопились пробки по несколько тысяч фур из-за усиленного контроля, реконструкции КПП и сбоев в новой цифровой системе Smart Cargo. Водители сообщают о простоях до двух недель – причем, как с российской, так и с казахстанской стороны.

Пока официальные власти разрабатывают планы по ускорению процедур, перевозчики несут колоссальные убытки. Сроки автомобильной доставки через границу с  Казахстаном увеличились в среднем вдвое.