Новости отрасли
Что нового? Сентябрь 2025

- В Иркутской области протестируют цифровой двойник моста;
- «Платон» стал умнее: новые правила с 1 сентября;
- Китай и Россия запустят беспилотный коридор через Забайкалье;
- Российская промзона у Суэца: 49 лет преференций;
- «Ласточка» с автономностью 4-го уровня вышла на тесты в Москве;
- В сентябре таможенный кризис обострился и на востоке, и на западе.
В Иркутской области протестируют цифровой двойник моста
Ученые ИрГУПС создали первый в России цифровой двойник моста — систему, которая в реальном времени отслеживает состояние конструкции и прогнозирует поломки.
Технология уже запатентована и будет тестироваться на мостах через реки Олха и Ушаковку в Иркутской области.
Что умеет система:
- Анализирует данные с датчиков
- Выявляет дефекты
- Рассчитывает остаточный ресурс
- Прогнозирует аварии
Это позволит отказаться от дорогостоящих и не всегда репрезентативных ручных обследований. Следующий этап — внедрение на мосту через Лену в Усть-Куте.
Разработка станет частью масштабной программы по цифровизации транспортной инфраструктуры региона.
«Платон» стал умнее: новые правила с 1 сентября
Система взимания платы с большегрузов перешла на автоматическую реконструкцию маршрутов. Если спутниковый сигнал потеряется, маршрут построят по данным камер фиксации.
Что изменилось:
- Срок обработки данных вырос с 1 часа до 48 часов
- Минимальная сумма для списания снижена со 150 до 110 рублей
- Маршруты теперь строятся преимущественно по федеральным трассам
- Владельцы получают уведомление в личном кабинете перед списанием
Перевозчики опасаются некорректных расчетов на сложных участках трасс, где есть «перехлестные участки» платных и бесплатных дорог. Система продолжает совершенствоваться, но вопросы к точности расчетов остаются.
Китай и Россия запустят беспилотный коридор через Забайкалье
К 2030 году на границе появится первый автоматизированный пункт пропуска для беспилотных грузовиков. Проект свяжет российский Староцурухайтуй и китайский Хэйшаньтоу.
Детали проекта:
- Инвестиции 22 млрд руб (поровну с обеих сторон)
- Протяженность беспилотного участка - 5 км
- Пропускная способность до 10 млн тонн в год
- Полностью автоматизированные терминалы с роботами-погрузчиками
Это создаст принципиально новую логистику между странами - без водителей и с круглосуточным режимом работы. Первый в истории двусторонний беспилотный коридор может увеличить грузооборот до 20 млн тонн.
Российская промзона у Суэца: 49 лет преференций
Российские компании получили уникальные условия для работы в промышленной зоне у Суэцкого канала. Налоговые и таможенные преференции закреплены на 49 лет.
Ключевые преимущества:
- Беспошлинная торговля с 70+ странами
- Идеальная логистика: трасса Суэц-Хургада и ж/д пути
- Фокус на машиностроение, химию и фармацевтику
- Упрощенный доступ на рынки Африки
Первые производства могут запуститься до 2030 года. Проект станет стратегическим хабом для выхода на рынки Глобального Юга.
«Ласточка» с автономностью 4-го уровня вышла на тесты в Москве
На Московском центральном кольце прошли испытания первого в России поезда с уровнем автономности GoA4. Это означает полное беспилотное управление — от запуска до реагирования на экстренные ситуации.
Особенности системы:
- Использует техническое зрение и ИИ
- Распознает сложные препятствия (например, человека с коляской)
- Накоплен опыт 120+ тыс. км с 3-м уровнем автономности
- Отечественная разработка НИИАС
Технология повышает безопасность, превосходя человеческую реакцию при обнаружении препятствий на больших дистанциях.
в сентябре таможенный кризис обострился и на востоке, и на западе
Минтранс России анонсировал «дорожную карту» по сокращению времени таможенного досмотра с 38 до 10 минут. Пилотный проект уже тестируется на границе с Азербайджаном, но массовое внедрение запланировано только к 2030 году.
Буквально на следующий день Польша объявила о закрытии границы с Беларусью на неопределенный срок. На пунктах пропуска образовались многокилометровые заторы из желающих успеть пересечь границу до закрытия.
Параллельно на границе России с Казахстаном скопились пробки по несколько тысяч фур из-за усиленного контроля, реконструкции КПП и сбоев в новой цифровой системе Smart Cargo. Водители сообщают о простоях до двух недель – причем, как с российской, так и с казахстанской стороны.
Пока официальные власти разрабатывают планы по ускорению процедур, перевозчики несут колоссальные убытки. Сроки автомобильной доставки через границу с Казахстаном увеличились в среднем вдвое.