Новости отрасли

Чем запомнится логистам 2017 год?

21.12.2017
Изображение Тренды 2017 года

ТОП-6 трендов, изменивших рынок транспорта и логистики в этом году.

Уходящий год сконцентрировал в 365 днях поразительное количество фактов научно-технического прогресса, воплотившихся в реальность.

Вспомним наиболее яркие события и заметные тренды, которые не только останутся в нашей памяти, но и повлияют на дальнейшее развитие транспортно-логистической отрасли, да и всего мирового сообщества.

Беспилотные транспортные средства

Беспилотники появились во всех видах транспорта. Роботов-курьеров и дроны сразу после внедрения уже успели ограничить в применении, разрабатываются технологии беспилотных самолетов, на воду спущены первые автономные суда, прошли испытания поезда без машинистов, а мировые компании наперебой заказывают беспилотные грузовики.

Многое предстоит еще сделать как в плане совершенствования технологий, так и в сфере юридического регулирования использования беспилотных транспортных средств и их безопасной эксплуатации. Разработчики беспилотных автомобилей заявляют о необходимости подготовки инфраструктуры и оборудования дорог специальными датчиками и разметкой. Amazon в начале декабря объявил о получении патента на самоликвидирующийся дрон: в случае аварийной ситуации беспилотный летательный аппарат активирует программу саморазрушения и распадается на несколько частей, каждая из которых приземляется в наиболее безопасном для людей месте – на кроны деревьев, в водоемы и на пустыри.

В то же время потенциальные клиенты беспилотников настроены не слишком оптимистично: например, по данным UBS, в полет без пилота стремятся только лишь 17% пассажиров, а более половины – 54% - ни за что не согласятся на такую авантюру. Однако времена меняются, возможно, еще на нашем веку скептицизм сменится энтузиазмом.

«Уберизация» грузовых перевозок

Пример уберизации пассажирских перевозок оказался заразительным и быстро проник в грузовую сферу, хотя пока что и не с такими впечатляющими результатами. Простые агрегаторы грузовых перевозок переживают трансформацию, им на смену приходят «биржи транспортных средств» с расширенным функционалом. В России и мире есть всем известные примеры таких проектов как в автомобильной (Uber Freight, Convoy, A2B Direct, «Электронная биржа грузоперевозок» и другие), так и в железнодорожной отрасли (RailCommerce, ЭТП «Грузовые перевозки»), где заказчику предлагается потенциальный исполнитель перевозки на основании алгоритмов, учитывающих рейтинг надежности поставщика услуг, доступность транспортного средства, его соответствие цели перевозки и другие факторы. Будут ли грузоперевозки развиваться по пути «выдавливания» с рынка посредников-профессионалов – покажет будущее.

Автоматизация и цифровизация логистических процессов

Тем временем профессионалы рынка не дремлют и повсеместно внедряют автоматизацию в бизнес-процессы.

Роботы-кладовщики разных видов, форм и размеров осваивают складское пространство логистических операторов и ритейлеров-гигантов: собирают, пакуют и доставляют посылки. Интеллектуальные системы управления складом позволяют обойтись вовсе без людей в зоне хранения. Новейшее программное обеспечение в режиме реального времени анализирует большие данные и оптимизирует параметры транспортировки грузов. Электронный документооборот добрался до таможни, а кассовые аппараты подключили к интернету.

Да, до совершенства далеко: роботы роняют коробки, падают и промахиваются мимо товара, система маршрутизации отправляет из Москвы в Химки через Мордовию, на автоматизированных складах негабаритный груз способен надолго заклинить весь конвейер, электронные кассы отказываются работать и ненадолго останавливают торговлю в одном отдельно взятом государстве… Но сбои устраняют, и жизнь налаживается, и она теперь уже точно не будет прежней.

Экологизация транспортных технологий

Довольно логично, что в Год экологии в тренде оказались разработки, нацеленные на охрану окружающей среды от техногенного воздействия и вредных выбросов транспорта в атмосферу.

Идея «источника чистой энергии» витает в воздухе и находит воплощения в разных ипостасях. Транспортные средства, использующие вместо углеводородного топлива электроэнергию, катят по автобанам, скользят по рельсам, выходят в море. Технологии становятся эффективнее и дешевле, аккумуляторы совершенствуются. В BMW подсчитали, что потребность компании в кобальте и литии для автомобильных аккумуляторов возрастет к 2025 году в 10 раз.

Параллельно находят применение технологии, основанные на использовании альтернативных источников энергии. Одни из недавних примеров – локомотивы Alstom на водородном топливе и энергетическая станция Тойоты, работающая на отходах сельского хозяйства.

Глобализация киберпреступности

В этой стремящейся к чистоте среде не могло обойтись без ложки дегтя – в 2017 году мир подвергся серии масштабных хакерских атак, две из которых – распространение вирусов-вымогателей WannaCry и Petya – имели особенно печальные последствия для многих компаний, в том числе транспортно-логистической сферы. Общий ущерб от WannaCry превысил 1 млрд. долларов США, Petya атаковал компьютеры 60 стран по всему миру, и ущерб одной только A.P. Moller-Maersk от вируса оценивается в 200-300 млн.долларов США.

Киберпреступность вышла на новый уровень: жертвами хакеров все чаще становятся корпорации, а не частные лица, и теперь многие мировые игроки видят панацею от киберугроз в нашем следующем тренде.

Блокчейн в логистике и цепях поставок

В уходящем году многократно протестированы способы практического применения технологии распределенного реестра – блокчейн – в логистике и цепях поставок. Участники экспериментов из разных стран сходятся во мнении, что инновации, основанные на технологии блокчейн, могут стать надежным инструментом повышения безопасности, эффективности и прозрачности цепей поставок. Все звенья такой цепи, которых в сложной перевозке может быть несколько десятков, надежно защищены от мошеннических действий и ошибок. Тестировалась технология и в России, например, при перевозках Газпромнефти, однако распространению технологии пока препятствует отсутствие разработанной юридической базы и связанная с этим необходимость дублирования электронных записей распределенного реестра общепринятой бумажной документацией. Но работы в этом направлении ведутся как в России, так и за рубежом, и можно уверенно утверждать, что перспективы блокчейна в логистике весьма широки.

Итогом 2017 года стало внедрение в бизнес-процессы большого числа инноваций, каждая из которых может оказать влияние на дальнейшее направление развития транспортно-логистического рынка. Какой из векторов окажется определяющим – узнаем в будущем году.