Новости отрасли

Логистические цепи: из 2023 в 2024 год

12.01.2024
Изображение Автоматизированная конвейерная линия

Френдшоринг, управление рисками и внедрение инноваций – проходящие и набирающие силу тенденции международного транспортного рынка.

Закончился 2023 год, который прогнозировался – и выдался – непростым для профессионалов логистики и цепей поставок. Судя по первым событиям и продолжающимся тенденциям, 2024 год окажется не менее насыщенным.

Для профессионалов отрасли важными качествами остаются как стратегическое мышление, так и высокие адаптивные способности, а также доскональное понимание макроэкономических процессов: только так можно решить главную задачу – поддержание устойчивости цепей поставок в нынешней нестабильной ситуации.

Рассмотрим, что в наибольшей степени оказывает влияние на современные цепи поставок.

Френдшоринг

Наиболее заметным маркером организации цепей поставок последнего времени стало явление френдшоринга (от англ. Friendshoring) – процесс переноса производства и поставок товаров и сырья из стран, являющихся геополитическими союзниками, некий «бизнес-патриотизм».

Френдшоринг в гораздо большей степени основан на политике, нежели экономической выгоде, и проявляется как во вводе новых санкций к недружественным странам, так и в активизации объединения государств в военно-политические и экономические блоки. Так, в 2023 году в НАТО приняли Финляндию, а с начала 2024 года число членов БРИКС удвоилось.

Результатом этого процесса нередко становится осложнение логистики: разрыв существующих отлаженных цепей поставок с недружественными странами, разработка более сложных и чаще всего менее прозрачных и управляемых логистических схем, увеличение стоимости и сроков доставки грузов, создание новых узких мест из-за ограничений пропускной способности доступных маршрутов.

Управление рисками

Управление рисками в цепях поставок – необходимый навык профессионала отрасли в текущих реалиях.

Многие проблемы носят форсмажорный характер: конфликты, природные бедствия, чрезвычайные происшествия, – и требуют быстрого реагирования и создания либо переориентирования товаропотоков.

Из последних примеров – обмеление Панамского канала и обострение арабо-израильского конфликта, которые осложнили логистику и почти вдвое удлинили и удорожили транспортировку грузов между Тихим и Атлантическим океаном и Европой и Азией, организация гуманитарной логистики в Турции и Сирии после землетрясения.

Другие явления прогнозируемы, например, известно, что дефицит перевозочных мощностей, вызванный удлинением цепей поставок, не продлится долго: в этом году ожидается пополнение контейнерного флота на 11%, что не может не снизить стоимость фрахта.

В любом случае, для поддержания устойчивости цепей поставок и предотвращения товарного дефицита сейчас необходимы:

  •  повышенное внимание к управлению товарными запасами. По сравнению с предыдущими годами, когда высокая инфляция и запасы, накопленные к окончанию пандемии, понизили покупательский спрос, торговая активность начинает стабилизироваться. Начинается восстановление товарных запасов и стоков на оптимальном уровне, наблюдается некоторое оживление торговли и, соответственно, транспортных потоков.
  • диверсификация как источников, так и маршрутов поставок. В идеальном варианте на ритмичность поставок не должны оказывать определяющего влияния локальные конфликты и чрезвычайные ситуации. В реальности же, например, обстановка в Красном море угрожает срывом поставок большого ассортимента продукции в Европу – от авокадо до икеевских товаров для дома, и пока неясно, как вооруженный мятеж в Эквадоре отразится на поставках в РФ бананов и цветов к 8 марта.
  • обеспечение кибербезопасности. Участившиеся кибератаки, в том числе, на логистические предприятия, вынуждают увеличивать расходы на защиту данных и цифровой инфраструктуры. При этом внимание теперь необходимо уделять не только непосредственно технической инфраструктуре самого предприятия, но и всем устройствам, применяемым сотрудниками в рабочем процессе.  Чем больше этих гаджетов, тем выше риски, и кибербезопасность всех задействованных в системе устройств должна обеспечиваться на «промышленном» уровне.

Внедрение инноваций

От роботов до ChatGPT – волатильность глобальных рынков, дорогая рабочая сила и кадровый голод диктуют внедрение новейших технологических достижений на всех уровнях рабочих процессов: автоматизация помогает облегчать и тяжелый физический труд, и рутинные операции, позволяя профессионалам отрасли сосредоточиться на решении более сложных задач.

У этого процесса есть и оборотная сторона: на фоне снижения доходов многих транспортных компаний после недавних благоприятных лет, а также участившихся забастовок работников с требованиями улучшений условий труда и увеличения заработной платы, многие игроки транспортно-логистического рынка проводят сокращения и оптимизацию численности персонала.

Тем не менее, использование достижений научно-технического прогресса в отрасли – уже не дань моде и не средство достижения «wow-эффекта». Очень скоро это станет неотъемлемой частью реальности: помощники на основе искусственного интеллекта будут обрабатывать большие объемы информации и помогать в принятии стратегических решений, а целые пакеты перевозочной документации станут оформляться нажатием пары кнопок. Очевидно, что этот процесс не обратить вспять никакими забастовками.